Четверг, 28.03.2024, 22:07


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ЧАСТЬ В [64]
ЧАСТЬ С [28]

Главная » Файлы » ГОТОВИМ УЧЕНИКОВ К ЕГЭ » ЧАСТЬ С

Анализ и информационная переработка исходного текста (продолжение)
10.10.2014, 18:59

Задания

      1. Проведите поабзацный содержательный и языковой анализ текста, обращая особое внимание на ключевые слова и средства языковой выразительности, которые использует автор. Подумайте, о чем этот текст и какова его основная мысль.
      2. Дайте развернутые ответы на вопросы, выполните задания, чтобы проверить глубину и точность вашего восприятия исходного текста.

1. Выберите наиболее подходящее название для этого текста.

      A) «На дне преисподней»
      Б) «Певец Весны»
      B) «Мир есенинских красок»
      Г) «Последний поэт деревни»

2. На какой вопрос нельзя найти в тексте ответ?

      A) Чем покорил своих читателей Есенин?
      Б) Каковы характерные черты есенинского стиля?
      В) С какой целью Есенин использовал цветовые эпитеты в своих лирических произведениях?
      Г) Почему Есенин никогда не изображал зимние пейзажи?

3. Значение какого слова определено неверно?

      A) языческий — непонятный, необъяснимый
      Б) колорит — соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета
      В) камертон — металлический инструмент, издающий при ударе звук, который является эталоном высоты при настраивании инструментов
      Г) пурпурный — ярко-красный

4. На использовании какого приема основывается образность выражения «зажег публику свежестью»?

      A) эпитета
      Б) сравнения
      В) метафоры
      Г) гиперболы

5. Какое из приведенных выражений может служить еще одним примером этого приема?

      A) «ощущать свое предназначение в мире»
      Б) «расшифровывался как осень»
      В) «врожденная точность»
      Г) «горб зари»

6. Какую функцию этот прием в данном тексте не выполняет?

      A) Показывает дисгармонию есенинского мира, разбитого жестоким временем на кровоточащие осколки.
      Б) Отражает неразрывную связь разных частей природы в есенинской лирике.
      В) Позволяет автору текста ярче и полнее передать свои чувства.
      Г) Обогащает текст дополнительными образами, представлениями, ассоциациями.

7. На использовании какого приема основывается образность выражения «буйное многоцветье»?

      А) сравнения
      Б) эпитета
      В) инверсии
      Г) перифраза

8. В каком предложении используется сравнение?

      А) 2    Б) 4    В) 9    Г) 12

9. В каком предложении используется составной (сложный) эпитет?

      А) 4    Б) 5    В) 15    Г) 16

10. Укажите номер предложения, которым можно проиллюстрировать следующий фрагмент:

      Подлинного художника можно назвать волшебником. Перстами легкими, как сон, он прикасается к явлениям окружающего мира, пыль обыденности тут же исчезает, и перед изумленным человеческим взором предстает красота во всей ее торжественной, чарующей силе. Таким поэтом-волшебником был Сергей Есенин, который открыл нам дивный мир...
      А) 2  Б) 9  В) 12  Г) 15

11. Каким литературоведческим термином можно заменить метафорический образ «словесная походка» (предложение 16)?

      А) тема  Б) мотив  В) жанр  Г) стиль

12. Какое качество не характерно для «словесной походки» Есенина?

      A) яркая образность
      Б) пахучая свежесть
      В) пластика и зримость
      Г) слащавая вычурность

13. В предложении 14 автор текста использует метафорическое выражение «эстетический камертон». Какое толкование наиболее точно отражает смысл этого выражения?

      A) Особый «душевный прибор», позволяющий нарисовать такие образы, которые наиболее полно передают мысли и чувства поэта.
      Б) Образное обозначение читательской молвы, мнением которой всегда руководствовался поэт, работая над своими произведениями.
      В) Так автор текста называет наиболее известные произведения Есенина о природе.
      Г) Этим выражением автор обозначил способность Есенина угадывать насущные социальные проблемы.

14. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

      Читая стихи Есенина,
      A) открываешь для себя чарующую прелесть мира, который прежде не замечал.
      Б) у нас в душе рождается чувство горячей любви к родной земле.
      В) к тебе в сердце приходит какое-то волнующее, трепетное чувство.
      Г) перед нами предстают яркие картины родной природы.

      15. В каком предложении нет логических и речевых ошибок?

      A) Львиная часть восторгов публики были обращены в адрес нового стиха.
      Б) Есенин хорошо знал жизнь простого народа и всегда был на их стороне.
      В) Есенин внес много нового в изображение природы, потому что он в своих стихах рисовал картины, знакомые ему с детства.
      Г) В стихах Есенина всегда ощущается присутствие авторского «Я»; даже в тех стихах, где изображается только природа, мы явственно слышим взволнованный голос поэта.
      3. Используя материалы тестов, напишите сочинение-рассуждение по данному тексту: о чем этот текст, что хотел сказать автор. Оцените языковое оформление текста.


Упр. 81. Внимательно прочитайте текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение.

      (1) Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, то тогда только вспомнил про конверт и про то, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.
      (2) Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубенке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики (ей было тогда уже пятьдесят семь лет), и с заметным волнением, как-то еще более усиливавшим ее жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, из которых некоторые, смеясь, на нее оглядывались и что-то друг другу говорили.
      (3) Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но невеселой улыбкой, позвала меня — и я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошел к ней.
      (4) — Вадичка, мальчик, — старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и желтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели, — ты забыл деньги, мальчик, а я думаю — испугается, так вот — принесла.
      (5) Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причиненный мне позор, я ненавидящим шепотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
      (6) Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза, — я же, сбежав по уже опустевшей лестнице и открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, хоть и оглянулся и посмотрел на мать, однако сделал это не потому вовсе, что мне стало ее сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется. (7) Мать все так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед. (8) Заметив, что я смотрю на нее, она помахала мне рукой и конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только еще больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.
      (9) На дворе, где ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, — что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, — я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.
      (10) Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать еще меньше, быстро, как только могла, стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к воротам, — я почувствовал, что у меня болит за нее сердце.
      (11) Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго. (По М. Агееву)

Задания

      1. Проведите поабзацный содержательно-языковой анализ текста. Выпишите из каждого абзаца ключевые слова и наиболее важные мысли. Какие суждения представляются вам особенно значимыми, выражающими основной идейный смысл текста и позицию автора? (Зачем написан этот текст? Что хотел сказать автор?)
      2. Выполните задания, которые помогут вам оценить глубину и точность восприятия исходного текста и скорректировать ваши выводы о его содержании.

1. О чем говорится в этом тексте?

      А) о ссоре между матерью и сыном
      Б) об отношении сына к своей пожилой матери
      В) о взаимоотношениях гимназистов
      Г) о высокой плате за обучение в дореволюционной России

2. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?

      А) Мать Вадички была бедной женщиной, которой уже пятьдесят семь лет.
      Б) Вадичка учится в гимназии бесплатно, так как он из бедной семьи.
      В) Сын хотел не заметить пришедшую мать, но все-таки подошел к ней.
      Г) При виде матери Вадичка все-таки почувствовал, что у него болит за нее сердце.

3. Какое высказывание искажает смысл текста?

      A) Вадичке стыдно перед товарищами за свою старую бедную мать.
      Б) Мать любит своего сына, несмотря на его отношение к ней.
      В) Мнение друзей заставляет мальчика относиться к матери более жестко и даже жестоко.
      Г) Мать никогда не простит сына за то, как он обошелся с ней во дворе гимназии.

4. Определите стиль и тип речи этого текста.

      A) публицистический, рассуждение
      Б) художественный, повествование с элементами описания
      В) художественный, описание с элементами рассуждения
      Г) разговорный, рассуждение

5. В каком предложении текста прямо говорится об отношении сына к своей матери?

      А) 1    Б) 2    В) 3    Г) 4

6. В каком предложении текста содержится скрытая информация об отношении сына к матери?

      А) 1    Б) 2    В) 3    Г) 4

7. В каком предложении отсутствует как прямая, так и скрытая информация об отношении мальчика к своей матери?

      А) 5    Б) 7    В) 10    Г) 11

8. В предложениях 3—6 отметьте все средства языковой выразительности, которые используются в данном фрагменте текста и повышают эмоциональную силу мысли автора, его воздействие на читателей.

      A) метафора
      Б) разговорные синтаксические конструкции
      В) разговорные слова
      Г) диалектные слова
      Д) фразеологизмы
      Е) антитеза
      Ж) эпитет
      З) оксюморон
      И) сравнение
      К) инверсия

9. Какая из проблем не рассматривается в тексте?

      A) Проблема отношения сына-подростка к пожилой матери. (Как относится сын к матери? Понимает ли он свою мать? Чувствует ли ее любовь к нему?)
      Б) Проблема материнской любви. (В чем смысл материнской любви? Чувствует ли мать отношение сына? Почему она прощает его?)
      В) Проблема «пропасти» между богатыми и бедными. (Почему бедные и богатые никогда не поймут друг друга? Как относятся богатые к бедным? Почему?)
      Г) Проблема истинных жизненных ценностей. (Что является мнимыми и истинными ценностями? Что дороже: любовь близких или внешнее благополучие и авторитет среди друзей?)

10. Какое слово наиболее точно определяет позицию автора, касающуюся проблемы отношения сына к матери?

      А) сочувствует
      Б) предупреждает
      В) одобряет
      Г) осуждает

11. Какая из формулировок не соответствует основным мыслям автора?

      A) Автор осуждает своего героя, так как по отношению к матери он проявляет настоящую жестокость.
      Б) Автор понимает, что в подростковом возрасте мнение друзей значит для человека очень много.
    В) Автор преклоняется перед силой материнской любви, которой свойственны беззаветность, всепрощение, преданность.
      Г) Автор считает, что родители должны сделать все, чтобы их дети никогда не испытывали унижения из-за своей бедности.
      3. Предлагаемые вопросы и ответы на них используйте для написания сочинения-рассуждения.
      Напишите, о чем этот текст. Какова его проблематика? В чем заключается позиция автора текста? Оцените речевое оформление текста.

Категория: ЧАСТЬ С | Добавил: admin | Теги: дидактический материал по русск, ЕГЭ по русскому языку часть С, задания для подготовки к ЕГЭ, тесты по русскому яз, подготовка к ЕГЭ по русскому язык
Просмотров: 2419 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0