Марина Цветаева – это очень неординарный русский поэт, творчество
которого отличается экспрессивностью и эмоциональностью. Во всех ее
стихотворениях прослеживается любовь к истине и свободе – в этом
Цветаева во многом напоминает Александра Блока, влияние которого
прослеживается во многих ее произведениях.
Цветаева и Блок не были лично знакомы, но известно, что поэтесса
преклонялась перед гением Серебряного века. В ее творчестве имеется
немало произведений, посвященных Блоку. Одно из них – «Имя твое – птица в
руке…»
Образ Блока в этом стихотворении символизирует не просто
поэта-мистика, произведения которого пронизаны символизмом. Блок
предстает как недосягаемый образец для подражания, кумир, которого
Цветаева буквально обожествляет. В произведении рассматривается тема
поэта и его творчества. И из него несложно заключить, что Цветаева
буквально трепещет перед именем Блока. По сути, все произведение и
представляет собой «игру» с фамилией поэта. Цветаева рассматривает его
звучание и ассоциации, которые с ним возникают, так что у читателей
появляется вполне реальная картина ощущений, причем не только зрительных
и слуховых, но еще и вкусовых, и осязательных:
- «мячик, пойманный на лету» - аналог тихого упругого звука;
- «серебряный бубенец во рту» - звуковые и вкусовые ассоциации;
- «камень, кинутый в тихий пруд» - глухое звучание слова «блок»;
- «звонко щелкающий курок» - четкий звук;
- «легкое щелканье ночных копыт» - глухой перестук.
Создается ощущение, что поэтесса во всем окружающем слышит имя
«Блок», причем в стихотворении прослеживается градация звуков от совсем
тихого, как удар мячика, до громкого отчетливого. Кажется, что с каждой
строчкой усиливается не только звук – нарастает и эмоциональный накал,
который в конце стихотворения напоминает настоящий взрыв: Имя твое – ах, нельзя! –
Имя твое – поцелуй в глаза…
Цветаева использует троеточия, восклицательные знаки, тире, что
призвано отразить сумбурность мыслей и чувств. Поэт для нее – не только
возвышенная, но и как бы запретная тема. Последние шесть строчек
отражают истинный характер стихотворения – трагический. А строчкой «С
именем твоим – сон глубок» Цветаева вводит новую тему – одиночества и
смерти.
Поэтесса
воспринимает Блока как что-то недостижимое и неуловимое, и для нее
важен каждый звук его имени. Стихотворение создает впечатление, что
предмет его – таинственный и холодный, а сама Цветаева как бы открывает
нам самые сокровенные уголки души.
В стихотворении три строфы, каждая из которых несет собственный
смысл. Первая строфа рисует метафоричный образ поэта. Вторая построена
на фонетических ассоциациях, а в третьей раскрывается отношение автора к
поэту. Для своего произведения Цветаева выбрала смежную рифмовку, что
позволяет наиболее точно отразить его эмоциональную насыщенность. Каждое
тире как бы символизирует смысловую паузу. А анафора «имя твое»
позволяет постоянно удерживать в уме ключевой образ стихотворения,
наделяя его исключительными чертами.
В целом произведение выглядит очень колоритным, насыщенным четко
выписанными образами и многочисленными метафорами, олицетворениями. Все
это позволяет не только на уровне различных ощущений почувствовать
отношение Цветаевой к поэту, но и делает сам его образ более ярким и
запоминающимся.
Многие сходятся во мнении, что перед нами – великолепный пример
суггестивной лирики, как бы вызывающей в читателе те же чувства, что
испытывает по отношению к Блоку и его творчеству сам автор.
Стихотворение «Имя твое – птица в руке…» считается одним из самых
известных произведений Цветаевой. Его отличает глубина и искренность
чувств, и оно неизменно оставляет большой эмоциональный след в душе
читателя. |