Четверг, 25.04.2024, 01:20


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ [43]
ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" [161]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [25]
КАК ЧИТАТЬ КНИГИ [34]
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [40]
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ [295]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОПЕЧАТОК [45]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [55]
КАК МЫ ПОРТИМ РУССКИЙ ЯЗЫК [14]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЯЗЫКЕ [113]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛИТЕРАТУРЕ [55]
ЛИТ-РА, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЛИТЕРАТУРУ [23]

Главная » 2014 » Июнь » 2 » СЮЖЕТ ДЛЯ ОДНОЙ КНИГИ
17:45
СЮЖЕТ ДЛЯ ОДНОЙ КНИГИ
Американская писательница Харпер Ли родом из городка Монровиль, штат Алабама. Она известна всему свету своим единственным романом «Убить пересмешника», опублико­ванным в 1960 году и сразу же удостоенным са­мой престижной в США Пультцеровской пре­мии. Роман был хорошо принят как читателя­ми, так и критикой, переведен на многие языки мира, возглавлял списки лучших книг — бест­селлеров — в течение многих недель. Вооду­шевленная столь блестящим дебютом, Ли объя­вила, что начинает работу над вторым романом, но он так и не был напечатан.

Почему?

Секрет успеха первого романа Харпер Лн складывался из многих составляющих. Преж­де всего, его предопределило точное знание авто­ром всех деталей описываемого. В романе изоб­ражены события середины 30-х годов XX века, происходившие в провинциальном городке Мейкомбе штата Алабама.

Они воспроизведены с точки зрения девоч­ки, дочери юриста Аттнкуса Финча, которой в начале романа шесть, а в конце книги — де­вять лет. Если учесть, что сама писательница родилась в 1927 году в таком же маленьком южном городке, в семье юриста, и так же, как героиня романа, практически не помнит свою рано умершую мать, становится понятно, кто главная героиня романа. Но поскольку писала книгу уже взрослая, тридцатитрехлетняя женщина, то в романе время от времени слышен и ее голос, коммен­тирующий те или иные события уже со своей точки зрения. Так, она не стесняется немнож­ко поиздеваться над очередной новомодной си­стемой обучения первоклассников чтению:

«...Мисс Кэролайн махала у нас перед но­сом карточками, на которых было выведено пе­чатными буквами: «кит», «кот», «вот», «дом», «дым». От нас, видимо, не требовалось ника­ких комментариев, и класс в молчании прини­мал эти импрессионистические откровения».

Причем начинается этот эпизод с упомина­ния, что рыжеволосая мисс Кэролайн родом из округа Уистон, а жители тех мест были извест­ны своим упрямством даже среди обитателей Алабамы. Когда 11 января 1861 года штат вы­шел из состава Южной Конфедерации, требуя независимости, то жители округа Уистон от­кололись и от Алабамы, решив, что лучше все­го им быть самим себе хозяевами.

И потому класс решил: с такой учительни­цей надо держать ухо востро.

Так оно и вышло; Мисс Кэролайн взялась за обучение довольно круто. Убедившись, что Джин Луиза по прозвищу Глазастик — особа грамотная, она прониклась к ней легким от­вращением и приказала, чтобы отец больше не учил ее грамоте, поскольку, дескать, сделал это неправильно.

Но сделанного уже не воротишь, а вскоре и сама учительница потихоньку начинает пони­мать, что и ее саму научили в колледже далеко не всему.

Почему же роман называется «Убить пере­смешника»? Аттикус Финч купил в подарок своим детям духовые ружья, для упражнения в спортивной стрельбе. Но из такого ружья можно подстрелить и птицу. И слова Аттикуса о том, что самым большим грехом было бы убить пересмешника — самую безобидную птицу, которая не клюет ягод, а только поет всем на радость, — приобретают к концу рома­на философский смысл.

Бескомпромиссный юрист Аттикус ввязы­вается в безнадежно проигрышное дело — он берется защищать в суде темнокожего Робин­сона, который по мнению жителей городка ви­новат уже потому, что он — негр. Адвоката, травят. Ему угрожают. Но он идет на компро­мисс лишь тогда, когда ночью нападают на его детей, возвращавшихся со школьного вечера.

За них вступается случайно оказавшийся на месте преступления юноша из соседской стро­гой баптистской семьи Рэдли. Родители не поз­воляли ему общаться с людьми, так как. в подро­стковом возрасте он совершил проступок. Защи­щая детей в кромешной тьме, Рэдли случайно убивает нападавшего его же оружием.

Осмысливая ситуацию над телом лежаще­го без сознания сына, Аттикус приходит к вы­воду о необходимости показать в суде, будто обидчика убил, защищаясь, мальчик. Только так можно избежать несправедливого наказа­ния Рэдли. Потом он решает сказать, что Боб Юэл сам упал на свой нож. Но в любом случае подтвердить неправду должна и еще одна сви­детельница — восьмилетняя Джин Луиза. Как объяснить ей, что иногда бывает ложь во спасение?

Однако Глазастик неожиданно для отца за­являет, что все поняла. А на вопрос отца: «Что ты хочешь этим сказать?» — отвечает: «Ну, это было бы вроде как убить пересмешника, ведь правда? »

Эта необычно выраженная мысль звучит убедительно в устах восьмилетней девочки, потому что детям вообще свойственно обост­ренное чувство справедливости. Только взрос­лые об этом почему-то часто забывают.

Так к концу романа на деле оказывается верной не новомодная воспитательная система Дьюи, или как ее там еще называют, а педаго­гическая и юридическая практика Аттикуса, убежденного, что детям, как и взрослым, нуж­но говорить, правду.

Он стремится твердо придерживаться этих, правил, несмотря на то что Джин Луиза задает трудные вопросы. Поскольку весь городок об­суждает предстоящий разбор в суде дела об из­насиловании, она спрашивает, что такое пота­скуха, а затем и что такое насильничать, и, ус­лышав от Аттикуса ответ: «Плотское познание женщины силой и без ее согласия»,— удивле­на: «Только и всего? А почему я спросила Кэл- пурнию (так зовут негритянку, помогающую Аттикусу содержать в порядке дом. — С. 3.), а она не стала мне отвечать?»

Как уже говорилось, Джин Луиза Финч почти не помнит матери, — ее вместе с братом Джимом, который старше ее на четыре года, воспитывает отец. Она участвует во всех маль­чишеских играх, лазает по заборам и деревьям в своем вечном комбинезоне, который ни за что на свете не соглашается сменить на платье.

Но вот у ее брата появился белокурый при­ятель Дилл, который видит в Джин Луизе де­вочку. Он целует ее перед отъездом домой. И это действует на Глазастика куда сильнее, чем вечные нравоучения сестры отца — тети Александры. Все ее воспитательные речи про­падают впустую, поскольку Аттикус оказыва­ется прав и здесь в своем суждении, что воспи­тывает не столько слово, сколько дело.

Подрастающее поколение семьи Финчей постепенно вырабатывает собственное мнение по тому или иному вопросу, зачастую весьма отличное от того, что говорит тетя. Они учат­ся, наблюдая за окружающими, исправляя ошибки друг друга. Скажем, тезис Луизы «все люди просто люди» звучит уже не убедительно для двенадцатилетнего Джима: «Если все лю­ди одинаковые, почему они тогда не могут ужиться друг с другом?»

Писательница показывает, как меняется представление человека о мире с течением вре­мени. Изменяется даже представление детей о своем отце. Сначала они считают его старым, почти стыдятся того, что он не играет в футбол и не полезет на крышу, как отцы других детей.

Но после случая с бешеной собакой они узна­ют, что их отец некогда был лучшим стрелком штата. И дети осознают, что то или иное уме­ние нужно использовать, когда это необходи­мо, а вовсе не хвастать им попусту. Отец убил бешеную собаку метким выстрелом, так как другого выхода у него не было.

Они начинают понимать, что истинное му­жество не в том, чтобы кричать на пожаре громче всех, отдавая приказания, а в несует­ном умении делать свое дело.

А еще, как говорит отец, «мужество — в том, чтобы браться за безнадежное дело и идти до конца». Юрист Аттикус прекрасно пони­мал, что он не сможет выиграть в Алабаме дело чернокожего Тома Робинсона, но он взялся за него и сделал все от него зависящее, чтобы в ви­новности его подзащитного усомнились даже самые отъявленные расисты. Ведь совесть есть у каждого человека. Только у некоторых она просто спит...

Когда перелистываешь последнюю страни­цу романа, становится очень жаль, что книга закончилась, и ты так и не узнаешь, что стало с ее героями дальше.

Почему Харпер Ли так и не написала про­должения? Да, наверное, потому же, почему Марк Твен не изобразил Тома Сойера и Гека Финна взрослыми, хотя и собирался. Потому что, если подумать, все об их судьбе уже сказа­но. И добавлять что-либо еще — это, по боль­шому счету, лишь пустословить.
Категория: ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ | Просмотров: 1147 | Добавил: admin | Теги: хрестоматития по литер, к урокам литературы, я познаю мир тайны литературы, интересноо писателях, удивительная литература, о литературном произведении | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0