В своем произведении «Мастер и Маргарита», а именно в ершалаимских
сценах, М.Булгаков представил читателям своеобразное видение появления
христианства. Автор работал над романом в 1920-30 годы, в это же время в
Советском Союзе официально было объявлено о принятии мифологической
теории происхождения христианского учения, вследствие чего Иисуса Христа
представили неким мифом и иллюзией, вымышленной исключительно сознанием
последователей.
У членов Политбюро не был никаких оснований полагать, что Иисус
был реальной исторической личностью. Ярым последователем этой самой
теории в романе Булгакова представлен председатель МАССОЛИТа Берлиоз. В
ходе дискуссии на Патриарших прудах он и убеждал своего оппонента, поэта
Бездомного, в том, что Иисус Христос и вовсе не существовал.
Берлиоз отрицает все имеющиеся доказательства бытия Божия во время
беседы с Воландом. Хотя иностранный профессор утверждал, что таких
доказательств «как известно, существует ровно пять». Но для председателя
МАССОЛИТа ни одна из существующих теорий не звучит убедительно.
Для
редактора «в области разума никакого доказательства существования бога
быть не может». Воланд же в беседе упоминает о И.Канте. Великий немецкий
философ «начисто разрушил все пять доказательств, а затем, как бы в
насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое доказательство!»
На что Берлиоз вспомнил рассуждения Шиллера о том, что кантовские
размышления в этом деле способны удовлетворить лишь рабов. Образованный
редактор также привел в пример и Штрауса, которого эта теория заставила
смеяться.
Разговор на Патриарших восходит к рассуждениям в статье
П.Васильева «Бог». По соображениям автора, Канта можно считать
основателем еще одного доказательства бытия Божьего. Кантовское
подтверждение можно считать нравственным, а ранние же доказательства
существования Бога названы космологическим, историческим, онтологическим
и телеологическим.
В первой редакции романа Булгакова кантовское доказательство
упоминалось как пятое. Теория же Воланда (предсказание кончины Берлиоза)
должна была стать не только шестым по счету доказательством, но и
решающим.
В вышеупомянутой статье Энциклопедического словаря Брокгауза и
Эфронабыло не раз упомянуто о Канте. Немецкий философ полагал, что в
совести каждого человека «существует безусловное требование
нравственного закона». И этот самый закон не есть творение людское, и он
не может появиться по взаимному человеческому согласию. При этом Кант
считал бесполезными поиски доказательств существования Бога «в области
чистого разума».
М.Булгаков был знаком с работой Канта о доказательстве бытия Бога.
Из текста философа создатель «Мастера и Маргариты» установил, что
Кантом было опровергнуто пятое логическое доказательство бытия Божьего.
Это и стало причиной того, что Булгаков в своем романе пятое кантовское
доказательство называет шестым.
Как упоминалось в статье П.Васильева «Бог», кантовское
доказательство существования Бога негативно настроило всех пантеистов
против самого философа. В их число вошли Гегель, Шеллинг и Фихте,
яростно критикующие высказывания Канта. Шиллер порицает его за
проповедование нравственности, подходящей лишь для рабов. Штраус
язвительно отмечает, что Кант в своей теории, противоречащей теизму,
«пристроил комнатку, где бы поместить Бога». Из уст Михаила
Александровича Берлиоза звучат именно эти слова во время дискуссий с
Воландом. Несмотря на то, что Булгаков своего героя с некой насмешкой называет
образованным редактором, он сознательно указывает читателям на источник
глубоких познаний Берлиоза в области доказательств бытия Божьего, а
именно, на Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Булгаков даже
редактируемый Берлиозом журнал в ранней редакции назвал не иначе, как
«Богоборец». Нет никаких сомнений, что председатель даже в руках не
держал труды Штрауса, Канта и Шиллера. |