Сэра Артура Конан Дойла не надо представлять нашему
читателю. Автор «Белого отряда» и других исторических, научно-фантастических
романов, а главное — создатель неповторимого образа интеллектуального и
ироничного сыщика Шерлока Холмса, кажется, не нуждается в рекомендациях.Однако,
как известно, и на Солнце бывают пятна. Ныне писатель и сам оказался в центре
детективного скандала.
Все мы, что греха таить, любим детективы. Как утверждают
психологи, мы, следя за чужими преступлениями и их расследованием, «выпускаем
пар», снижаем агрессивность своей собственной натуры.
Ну а что сами литераторы? Что их заставляет писать кровожадные
романы? Оказывается, многим из них тоже свойственна склонность к авантюрному
риску. Причем некоторые отнюдь не успокаиваются на том, что описывают на
бумаге придуманные ими преступления. Некоторые совершают их на самом деле.
Среди них, возможно, был и сэр Артур Конан Дойл.
Так пишет в газете «Индепендент» от 10 сентября 2000
года журналист Роберт Мендик. Основания для такого суждения он почерпнул в
446-страничном исследовании, которое в течение 11 лет вел бывший психолог
Роджер Гэр- рик-Стилл. Сам же исследователь, в свою очередь, утверждает, что
его версия основана на достоверных фактах, почерпнутых, в частности, из писем, завещаний, свидетельств о смерти и прочих
документов,
В основе обвинения — знаменитая повесть «Собака
Баскервилей». Известно, что на написание этого произведения, впервые опубликованного
в 1901 году, Конан Дойла вдохновила история о таинственной собаке на болотах,
услышанная им в гостях у друга Бертрама Флетчера Робинсона. Конан Дойл даже
позаимствовал имя Гарри Баскервиля — садовника и кучера своего друга
Робинсона.
В этом, однако, не было бы особого криминала — писатели,
как известно, черпают свои сюжеты из окружающей жизни, из рассказов бывалых
людей. Если бы не одна тонкость. Как утверждает теперь Роджер Гэррик-Стилл, Робинсон
сам был журналистом и писателем, и повесть была фактически им и написана.
Чтобы скрыть сей прискорбный для себя факт, Конан Дойл
пошел на преступление, в результате которого приятель-журналист умер загадочной
смертью в возрасте 36 лет. Причем действовал «отец» Шерлока Холмса не в одиночку,
ему помогала жена Робинсона — Глэдис, с которой у писателя была любовная интрижка,
а может, и бурный роман.
Гэррик-Стилл начал свое расследование в 1989 году, когда
переехал на новое место жительства — в Парк-Хилл Хаус на окраине Дартмура
(это как раз то самое место, где разворачивается действие «Собаки
Баскервилей»). Сразу же после переезда в квартире Гэррика-Стилла стали вдруг происходить весьма
странные, мистические вещи: в гостиной несколько раз подряд срывалась с
крючка и падала со стены рамка с фотографией Конан Дойла, сделанной еще в 1865
году, когда тот был мальчиком. Гэррик-Стилл решил, что это неспроста...
И тут ему
на глаза попалась написанная в 1900 году книжка «Приключение в Дартмуре»,
автором которой был неизвестный психологу доселе Робертсон. Ознакомившись с ее
содержанием, Гэррик-Стилл был ошеломлен: рассказанная история практически
копировала сюжет «Собаки Баскервилей», но... вышла в свет на год раньше
знаменитой повести.
«К 1905 году источник литературного вдохновения сэра
Артура полностью иссяк, — полагает Роджер Гэррик-Стилл. — Не случайно в одном
из рассказов он даже захотел прикончить Шерлока Холмса руками злодея Мориарти и на том закончить цикл...»
Однако вскоре, вроде бы по пожеланиям читателей, Конан
Дойль оживляет своего героя и выдает «на-гора» одну из самых впечатляющих
повестей цикла — о проклятии рода Баскервилей. Откуда взялось «второе
дыхание»?
По мнению Стилла, именно в этот момент исчерпавший себя
литератор позаимствовал чужой сюжет и многие подробности развития фабулы у
журналиста и писателя Бертрама Флетчера Робинсона. О нем Конан Дойлю рассказала
его новая любовница, бывшая женой этого самого Робинсона.
Появившаяся год спустя «Собака Баскервилей» имела
огромный успех, что было весьма кстати: ведь уже восемь лет прошло с тех пор,
как по замыслу Конан Дойла погиб любимый всеми литературный герой — детектив
Шерлок Холмс. Слава Конан Дойла начинала меркнуть. «Воскрешение» Холмса
состоялось как раз вовремя, но, как считает Гэррик-Стилл, оно поставило Конан
Дойла в зависимое и постыдное положение — в любой момент Робинсон мог устроить
скандал, навеки погубивший бы славу и честь именитого писателя. Само
существование бывшего приятеля таило в себе угрозу.
И он пошел на сговор с женой Робертсона. У нее были свои
причины для преступления. Ее брак оказался бездетным, и это угнетало Глэдис,
так что она с легким сердцем завела интрижку с Конан Дойлом. Таким образом,
несчастный Робинсон мешал им обоим.
И все-таки как они смогли избавиться от молодого
здорового мужчины, не вызвав излишних подозрений?
Тут самое время вспомнить, что Конан Дойл имел
медицинское образование и даже, подобно доктору Ватсону, некоторое время практиковал.
А Шерлок Холмс, если помните, отлично разбирался в ядах (что означает: в них
разбирался и сам Конан Дойл).
В общем, по мнению Гэррика-Стилла, под руководством
писателя Глэдис стала подмешивать мужу в еду и питье настойку опия, постепенно
увеличивая дозу. И став законченным наркоманом, Робинсон скончался 21 января 1907 года,
очевидно, получив слишком большую дозу наркотика.
Впрочем, официальный диагноз гласит, что журналист
скончался от брюшного тифа. Однако, как считает Гэррик-Стилл, эксгумация тела
могла бы доказать, что журналист умер именно от отравления. В настоящее время
сыщик-любитель добивается, чтобы Министерство внутренних дел Великобритании
дало официальное разрешение на извлечение останков. В качестве аргумента он
использует фотографию пышущего здоровьем 36-летнего Робинсона, сделанную в
январе, когда теоретически тот должен был находиться на смертном одре.
Действительно ли все это так или все вышеизложенное
является всего лишь ловким рекламным трюком, способствующим распродаже книги
самого Роджера Гэррика-Стилла, покажет будущее. Пока же можно сказать, что
одного Стилл уже добился — его книги идут нарасхват.
Кстати, случалось уже не раз, что журналисты, а то и
литераторы, чтобы проникнуться духом среды и событий, о которых собираются
писать, становились матросами, докерами, проводниками на железных дорогах и т.
д. Иные даже во имя будущей литературной славы становятся членами преступных
группировок, грабителями-одиночками или даже убийцами-маньяками.
Во всяком случае, Джек Друммонд, грезящий о писательской
славе и написавший ряд криминальных романов, поступил именно так, Ранним утром
18 июля 1978 года полиция города Колумбуса (США) обратила внимание на
странного человека, нервно прохаживающегося напротив отделения Национального
банка. Одет субъект был во все черное, руки держал в карманах длинного плаща и
постоянно озирался по сторонам.,
Один из колов решил поинтересоваться личностью незнакомца
и попросил его предъявить документы. В ответ тот выхватил из кармана пистолет.
Однако полицейский был начеку и вовремя перехватил руку преступника. В
результате завязавшейся потасовки нападавший был ранен и вскоре скончался
прямо у дверей Национального, банка...
В ходе расследования полиции удалось выяснить, что
убитый мнил себя профессиональным литератором. Он даже написал два романа,
один из которых был напечатан под псевдонимом Джордж Редер. Однако славы и
денег он автору не принес, и тогда тот пошел ва-банк. В его записной книжке
следователь обнаружил план ограбления трех банков сразу.
«Обыкновенное преступление сегодня мало кого удивит — их
совершают с необычайной легкостью ежеминутно, — откровенно писал Друммонд. — Но
если ограбить три банка подряд — о, это может возбудить интерес! Если я хочу
написать действительно правдивый роман, он должен содержать невероятные
обстоятельства и напряженность хорошей криминальной истории плюс истинные
переживания героя...»
Однако если в романе или кинофильме усилиями автора и
режиссера главный герой может благополучно продержаться до конца книги или
передачи, то на практике Джек Друммонд погиб, не совершив ни одного
ограбления.
Возвращаясь к началу нашей истории, добавим
справедливости ради, что заимствование сюжетов — довольно-таки распространенная
практика среди пишущей братии. Так, в свое время знаменитый Жюль Верн был
обвинен в краже сюжета у некоего Аристида Роже (под этим
псевдонимом, как выяснилось позже, скрывался профессор Жюль Рангард). Неоднократно
в плагиате обвиняли Александра Дюма. А уже в начале века подобные обвинения
попортили немало крови Михаилу Шолохову.
Но все в
конце концов встало на свои места. Так, наверное, будет и в случае с Конан Дойлом.
Со временем выяснится, что в пылу полемики Роджер Гэррик-Стилл несколько перегнул
палку. И слава богу, что он еще не покусился непосредственно на существование
Шерлока Холмса.
Тут уж
точно известно, что он был создан сэром Артуром Конан Дойлом, и даже известно,
кто является его прототипом.
«В то
время как я изучал медицину в Эдинбурге, университет этого города насчитывал в
числе своих профессоров несколько поистине замечательных людей.
Но из всех, кого случай привел мне узнать, самым замечательным и любопытным
человеком оказался Джозеф Белл, хирург Эдинбургского госпиталя. С первой же
встречи он произвел на меня неизгладимое впечатление. Тонкий, сухой и нервный,
могучий нос, острое лицо, пронизывающие серые глаза, угловатые плечи,
порывистая походка; речь сильная и скрипучая, как ржавое колесо...»
Узнаете? Перед вами портрет знаменитого мистера Шерлока
Холмса.
Причем все, кто знал Белла, обращали внимание на одну
особенность в характере профессора — его исключительную наблюдательность. «Я
приведу один характерный пример, — продолжает Дойл свой рассказ.
Бывший солдат, не так ли, дружище? — сказал он как-то
одному из своих пациентов.
Да, доктор.
Недавно оставивший службу?
Да, доктор.
Горношотландский полк?
Да, доктор.
Унтер-офицер.
Да, доктор.
Барбадосского гарнизона.
Да, доктор.
Этот человек, господа, — объяснил он нам затем, — был
полон уважения к нам, однако он не снял, перед нами шляпы: в армии не обнажают
головы; этот штатский обычай он, бесспорно, усвоил бы, если не так недавно оставил
военную службу. У него самоуверенный вид, и он явно выраженный шотландец. О Барбадосе
я подумал после того, как увидел на нем следы слоновой проказы — болезни, как
вы сами знаете, Вест-Индии, а не Англии.
Ватсонам, которые в этот момент составляли его
пораженную аудиторию, все стало вдруг очевидным, хотя до этого объяснения
казалось чудесным и невероятным...»
Этот случай и вспомнился Конан Дойлу, когда, проработав
несколько лет врачом, написав в свободное время множество рассказов и
фельетонов, он понял, что все эти занятия не продвинули его ни на шаг ни в
медицинской, ни в литературной карьере. И тогда он решил придумать «нечто новое
и настоящее».
Такой находкой и стал его бывший профессор, по воле литератора
превратившийся в частного детектива. Ну а доктор Ватсон стал идеальным
слушателем, которому Шерлок Холмс всякий раз растолковывает, что, как и почему.
«Я усердно работал, — вспоминает далее Конан Дойл. — Мои
романы (тут писатель имеет в виду свой «Белый отряд» и другие исторические
романы. — С. 3.) имели приличный успех, но не больше. Читатель требовал от
меня похождений Шерлока Холмса; и время от времени я их ему поставлял. Когда
же, наконец, я написал две целых серии, я почувствовал опасность попасть в
рабство к читателю: вскоре в моих произведениях могли начать ценить только то,
чему я сам придавал только второстепенное значение. Чтобы подчеркнуть мою волю
и свободу, я решил покончить с моим героем».
Так что, как видите, на совести Конан Дойла одно
преступление уже было — он утопил Шерлока Холмса в Рейхенбахском водопаде
вместе с профессором Мориарти. Однако это вызвало такие последствия, на которые
писатель никак не рассчитывал. На него обрушился вал возмущенных писем. Для
многих людей Шерлок Холмс оказался живым человеком, и его смерть они
восприняли как личную трагедию. Общественное давление оказалось настолько
сильным, что через некоторое время Конан Дойл вынужден был сдаться и оживить
своего героя.
С той поры прошло много лет. Нет на свете Конан Дойла, а
на Бейкер-стрит и до сих пор приходят письма. В том доме, где по воле писателя
долгие годы прожил его герой, ныне помещается небольшая фирма, в ее штате есть
клерк, в обязанности которого входит отвечать на них. И он аккуратно, с чисто
английской учтивостью пишет, что в настоящее время Шерлок Холмс находится в
длительном путешествии и потому не имеет возможности лично ответить своему
корреспонденту.
Самое интересное, что время от времени Шерлок Холмс
возвращается из своих путешествий. И тогда мы знакомимся с его новыми
приключениями в кино, на телеэкране или в очередной книге. Да-да, не
удивляйтесь, и по сей день у Конан Дойла по всему миру множество подражателей,
которые, опираясь на ту или иную фразу в ранних рассказах о Шерлоке Холмсе,
сочиняют новые сюжеты.
Вот только обвинять Конан Дойла в действительном
убийстве до недавнего времени не отваживался никто. Роджер Гэррик-Стилл рискнул.
Но пока что-то не слышно, чтобы расследование, несмотря на весь газетный шум, хоть сколько-нибудь подвинулось.
Во-первых, описываемые события произошли на заре XX века
и, стало быть, потеряли за давностью лет всякую актуальность. Во-вторых, как
указывает сам Стилл, Конан Дойл имеет к данному делу косвенное отношение. И,
наконец, в-третьих, в то время настойку опиума свободно продавали в аптеках,
широко использовали как лекарство. Так что доказать, что она была использована
в качестве отравы, не возьмется, наверное, ни один эксперт...
Да и самому Стиллу, по большому счету, это уже и не нужно. Пошумел,
продал книгу, получил гонорар. Пора придумывать что-нибудь новенькое... |