Четверг, 28.03.2024, 19:27


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКИЙ ЯЗЫК

Урок развития речи. Композиционное построение лингвистической сказки

Цели урока:

1. Познакомить ребят с основными композиционными особенностями ЛС.

2. Подготовить учащихся к созданию новых сказок на основе характерных особенностей того или иного сюжета ЛС.

3. Формировать умение выбирать композицию ЛС в зависимости от ее сюжета.

Тип урока: творческая мастерская.

1. Вступительное слово учителя.

Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы с вами на уроке в очередной раз отправимся в мастерскую ЛС. Страна ЛС необычная, здесь мы не только развлекаемся, но и обучаемся русскому языку. Сегодня мы откроем еще один секрет сочинения ЛС. А вести нас по стране ЛС будет волшебный клубок. Давайте бросим его перед собой и отправимся в страну сказок. Но для того, чтобы клубок катился, необходимо произнести заклинание. А вот оно и на доске записано. Прочитайте его.

Мы идем, а клубок катиться.(ССП)

Остановится он у ворот, где лингвистическая сказка живет. (СПП).

Но что же такое? Заклинание не действует. Почему?

(Неправильно написано) Исправьте ошибки, объяснив их и постановку знаков препинания.

Произнести его хором. Вот клубок и покатился в страну композиции ЛС.

2. Объяснение и закрепление нового материала.

А) Работа с теоретическим понятием "композиция".

Учитель: Ребята, вспомните из курса литературы определение понятия "Композиция".

Ответ: Построение произведения.

Учитель сообщает о целях урока. - Итак, путешествие будет увлекательное, все примечайте, ничего не пропускайте.

Б) Знакомство с понятием "зачин".

Инсценировка.

* Здравствуйте, ребятишки, девчонки да мальчишки.

* Мы вас в сказку заведем, о чудесных событиях речь поведем.

* В некотором царстве, в некотором государстве

* Нет, братец, совсем не так начинать нужно. Ну, что это за некоторое царство? Его только в волшебных фольклорных сказках встретить можно. А мы ведь зачины не простой сказки, а ЛС. Надо начинать: не в некотором царстве, а в стране Лингвистики...

* Нет, не так. Все сказки нужно начинать с меня: "Жили - были..."

У. Хватит спорить, вы лучше расскажите, кто вы такие?

* Мы зачины ЛС. Очень часто повествование начинается с нас.

У. А ведь, действительно, ребята, зачины правы. И их секрет

кроется в самом названии.

Совместно с учениками учитель простраивает понятийную цепочку.

Зачин (образовать инфинитив от данного слова) - зачинать

(синоним) = начинать.

У. Зачины помогают нам в сказочную страну попасть, а заодно и

напомнить, что события чудесные будут происходить, такие, какие в жизни не случаются. Давайте, теперь их в ЛС обнаружим.

(работа по группам)

Ученикам предлагаются тексты сказок. Их задача найти и подчеркнуть зачины в данных ЛС.

"Сварливые принцессы"

"Сказка про кос - и - кас -"

"Город глаголов"

Проверка выполненного задания.

У. Ну вот, мы и попали благодаря зачинам в сказочную страну.

Каких только чудес не происходит здесь!

Герои сказок и отношения выясняют, и спорят: кто из них главнее и важнее в русском языке, и проказничают, и находят верных друзей. А сказочникам помогают рассказать обо всем этом его помощники: Завязка, Кульминация и Развязка.

В) Работа с понятием "завязка".

Учитель: В завязке рассказывается о возникновении основного события. Так, например, в сказке "Сварливые принцессы" завязка связана с мотивом зарождением спора: "И такие они сварливые и заносчивые, что каждый день между ними спор идет, которая из них важнее".

3адание: Продумайте и запишите завязку к сказке. (ученикам дается начало)

Проверка выполненного задания.

Г) Введение и работа с понятием "кульминация".

У: А теперь, ребята, давайте вспомним, какой композиционный

элемент следует в фольклорных сказках за завязкой - момент максимального напряжения, обострения противоречий в жизни героев?

Ответ: Кульминация.

У: Верно, ребята, но вот какая задача стоит перед нами. Один мой знакомый сказочник, написал интересные ЛС, но прислал он мне их, разделив сказки на части; соберите их и, пользуясь таблицей сюжетов и мотивов ЛС, определите сюжет ЛС с каким мотивом связана кульминация ЛС.

"Сказка о знаках препинания"

"Фантазер"

Работа по группам. Проверка и корректировка выполненного задания.

Д) Выявление своеобразия развязки в ЛС.

Учитель: Но любые события рано или поздно завершаются. Момент, завершающий течение событий в сказке, - это развязка. Пользуясь таблицей сюжетов, давайте вместе определим, какие мотивы связаны с развязкой. Отчего зависят мотивы?

Ответы учеников.

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие в страну композиции ЛС. Но что же это? Какое -то дерево? Вместо листочков и цветочков на нем живут какие - то предложения. Прочитайте их и определите: как они связаны с темой нашего урока?

Ответ: Это присказки и концовка.

С какой целью автор вводит их в сказку?

Задание: запишите наиболее понравившуюся присказку и концовку.

3. Подведение итогов урока.

4. Домашнее задание: продолжить ЛС о правописании гласных О и Е после шипящих в корне слова, включив в нее все композиционные элементы, обозначив их на полях. 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

А) Дидактический материал к уроку

"Композиционное построение лингвистической сказки".

БУДЕТ СКАЗКА ЗАНИМАТЕЛЬНА,

СЛУШАЙТЕ ЕЕ ВНИМАТЕЛЬНО,

УШИ РАСКРЫВАЙТЕ,

А КТО УСНЕТ, ТОТ НИ С ЧЕМ И УЙДЕТ.

СКАЗКА БУДЕТ УВЛЕКАТЕЛЬНА,

СЛУШАЙТЕ ЕЕ ВНИМАТЕЛЬНО,

ВСЕ ПРИМЕЧАЙТЕ, НЕ ЗЕВАЙТЕ

Сказка вся, более врать нельзя.

Вам - сказку, А мне - бубликов связку.

И попробуйте прожить хоть без одного правила русского языка! Не проживете, не сможете!

 

Таблица сюжетов и мотивов лингвистической сказки.

Название сюжетов

Мотивы

Сказка - спор

Житие - бытие героев - зарождение спора, выяснение отношений "кто же главнее" - мотив вмешательства в спор старшего – мотив разрешения спора

Сказки - проделки

Мотив сговора - мотив вредительства, переманивания - мотив вмешательства старшего с целью пресечь безобразия (лингвистическое правило) – мотив покаяния, признание своей вины.

Сказки о добрых помощниках

Ошибки в работах учеников - появление доброго помощника - исправление ошибок

Сказка - чудесное знакомство

Мотив встречи - путешествие - жалоба на свою судьбу - нахождение родителей или друга (чудесное знакомство) - мотив удачно сложившейся судьбы

Сказка о рождении и взрослении ее героя

Мотив рождения - получения подарков (каких - то качеств, признаков) взросление - герой набирается житейской мудрости - мотив самостоятельной жизни

Сказки - неожиданные события

Житие - бытие героев (описание города, его жителей) - мотив ссоры (разделение героев на "положительных" и "отрицательных") - неожиданное (неприятное) происшествие - мотив победы над противником – примирение

Сказка -ссора

Житие героев - мотив дружбы - совместная деятельность (игра) - мотив обмана - ссора - не примирение

Сказка -жалоба

Житие - бытие героев - мотив обиды - мотив жалобы

Сказка-путешествие (сон)

Рассказчик во сне попадает в неведомую страну - мотив знакомства - путешествия - мотив прощания - возвращение в реальный мир

Сказки- задания

Знакомство читателей с жителями той или иной страны - мотив путешествия героев либо заблудились, либо забыли о своих обязанностях - мотив задания

Сказка - чудесное превращение

Характеристика героя - превращения - значение героя.

 
Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin (16.12.2011)
Просмотров: 2194 | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, урок русского языка в школе, конспект урока, скачать бесплатно, русский язык, для учителя | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0