Цели урока:
1. Познакомить ребят
с основными композиционными особенностями ЛС.
2. Подготовить
учащихся к созданию новых сказок на основе
характерных особенностей того или иного сюжета
ЛС.
3. Формировать
умение выбирать композицию ЛС в зависимости от
ее сюжета.
Тип урока:
творческая мастерская.
1. Вступительное
слово учителя.
Учитель: Дорогие
ребята, сегодня мы с вами на уроке в очередной раз
отправимся в мастерскую ЛС. Страна ЛС необычная,
здесь мы не только развлекаемся, но и обучаемся
русскому языку. Сегодня мы откроем еще один
секрет сочинения ЛС. А вести нас по стране ЛС
будет волшебный клубок. Давайте бросим его перед
собой и отправимся в страну сказок. Но для того,
чтобы клубок катился, необходимо произнести
заклинание. А вот оно и на доске записано.
Прочитайте его.
Мы идем, а клубок
катиться.(ССП)
Остановится он у
ворот, где лингвистическая сказка живет. (СПП).
Но что же такое?
Заклинание не действует. Почему?
(Неправильно
написано) Исправьте ошибки, объяснив их и
постановку знаков препинания.
Произнести его
хором. Вот клубок и покатился в страну композиции
ЛС.
2. Объяснение и
закрепление нового материала.
А) Работа с
теоретическим понятием "композиция".
Учитель: Ребята,
вспомните из курса литературы определение
понятия "Композиция".
Ответ: Построение
произведения.
Учитель сообщает о
целях урока. - Итак, путешествие будет
увлекательное, все примечайте, ничего не
пропускайте.
Б) Знакомство с
понятием "зачин".
Инсценировка.
* Здравствуйте,
ребятишки, девчонки да мальчишки.
* Мы вас в сказку
заведем, о чудесных событиях речь поведем.
* В некотором
царстве, в некотором государстве
* Нет, братец, совсем
не так начинать нужно. Ну, что это за некоторое
царство? Его только в волшебных фольклорных
сказках встретить можно. А мы ведь зачины не
простой сказки, а ЛС. Надо начинать: не в
некотором царстве, а в стране Лингвистики...
* Нет, не так. Все
сказки нужно начинать с меня: "Жили - были..."
У. Хватит спорить,
вы лучше расскажите, кто вы такие?
* Мы зачины ЛС. Очень
часто повествование начинается с нас.
У. А ведь,
действительно, ребята, зачины правы. И их секрет
кроется в самом
названии.
Совместно с
учениками учитель простраивает понятийную
цепочку.
Зачин (образовать
инфинитив от данного слова) - зачинать
(синоним) = начинать.
У. Зачины помогают
нам в сказочную страну попасть, а заодно и
напомнить, что
события чудесные будут происходить, такие, какие
в жизни не случаются. Давайте, теперь их в ЛС
обнаружим.
(работа по группам)
Ученикам
предлагаются тексты сказок. Их задача найти и
подчеркнуть зачины в данных ЛС.
"Сварливые
принцессы"
"Сказка про кос -
и - кас -"
"Город
глаголов"
Проверка
выполненного задания.
У. Ну вот, мы и
попали благодаря зачинам в сказочную страну.
Каких только чудес
не происходит здесь!
Герои сказок и
отношения выясняют, и спорят: кто из них главнее и
важнее в русском языке, и проказничают, и находят
верных друзей. А сказочникам помогают рассказать
обо всем этом его помощники: Завязка, Кульминация
и Развязка.
В) Работа с понятием
"завязка".
Учитель: В завязке
рассказывается о возникновении основного
события. Так, например, в сказке "Сварливые
принцессы" завязка связана с мотивом
зарождением спора: "И такие они сварливые и
заносчивые, что каждый день между ними спор идет,
которая из них важнее".
3адание: Продумайте
и запишите завязку к сказке. (ученикам дается
начало)
Проверка
выполненного задания.
Г) Введение и работа
с понятием "кульминация".
У: А теперь, ребята,
давайте вспомним, какой композиционный
элемент следует в
фольклорных сказках за завязкой - момент
максимального напряжения, обострения
противоречий в жизни героев?
Ответ: Кульминация.
У: Верно, ребята, но
вот какая задача стоит перед нами. Один мой
знакомый сказочник, написал интересные ЛС, но
прислал он мне их, разделив сказки на части;
соберите их и, пользуясь таблицей сюжетов и
мотивов ЛС, определите сюжет ЛС с каким мотивом
связана кульминация ЛС.
"Сказка о знаках
препинания"
"Фантазер"
Работа по группам.
Проверка и корректировка выполненного задания.
Д) Выявление
своеобразия развязки в ЛС.
Учитель: Но любые
события рано или поздно завершаются. Момент,
завершающий течение событий в сказке, - это
развязка. Пользуясь таблицей сюжетов, давайте
вместе определим, какие мотивы связаны с
развязкой. Отчего зависят мотивы?
Ответы учеников.
Учитель: Вот и
закончилось наше путешествие в страну
композиции ЛС. Но что же это? Какое -то дерево?
Вместо листочков и цветочков на нем живут какие -
то предложения. Прочитайте их и определите: как
они связаны с темой нашего урока?
Ответ: Это
присказки и концовка.
С какой целью автор
вводит их в сказку?
Задание: запишите
наиболее понравившуюся присказку и концовку.
3. Подведение итогов
урока.
4. Домашнее задание:
продолжить ЛС о правописании гласных О и Е после
шипящих в корне слова, включив в нее все
композиционные элементы, обозначив их на
полях.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
А) Дидактический материал
к уроку
"Композиционное построение
лингвистической сказки".
БУДЕТ СКАЗКА
ЗАНИМАТЕЛЬНА,
СЛУШАЙТЕ ЕЕ
ВНИМАТЕЛЬНО,
УШИ РАСКРЫВАЙТЕ,
А КТО УСНЕТ, ТОТ НИ С
ЧЕМ И УЙДЕТ.
СКАЗКА БУДЕТ
УВЛЕКАТЕЛЬНА,
СЛУШАЙТЕ ЕЕ
ВНИМАТЕЛЬНО,
ВСЕ ПРИМЕЧАЙТЕ, НЕ
ЗЕВАЙТЕ
Сказка вся, более
врать нельзя.
Вам - сказку, А мне -
бубликов связку.
И попробуйте
прожить хоть без одного правила русского языка!
Не проживете, не сможете!
Таблица сюжетов и
мотивов лингвистической сказки.
Название сюжетов |
Мотивы |
Сказка - спор |
Житие - бытие героев - зарождение спора,
выяснение отношений "кто же главнее" - мотив
вмешательства в спор старшего – мотив
разрешения спора |
Сказки - проделки |
Мотив сговора - мотив вредительства,
переманивания - мотив вмешательства старшего с
целью пресечь безобразия (лингвистическое
правило) – мотив покаяния, признание своей вины.
|
Сказки о добрых помощниках |
Ошибки в работах учеников - появление
доброго помощника - исправление ошибок |
Сказка - чудесное знакомство |
Мотив встречи - путешествие - жалоба на
свою судьбу - нахождение родителей или друга
(чудесное знакомство) - мотив удачно сложившейся
судьбы |
Сказка о рождении и взрослении ее героя |
Мотив рождения - получения подарков (каких
- то качеств, признаков) взросление - герой
набирается житейской мудрости - мотив
самостоятельной жизни |
Сказки - неожиданные события |
Житие - бытие героев (описание города, его
жителей) - мотив ссоры (разделение героев на
"положительных" и "отрицательных") -
неожиданное (неприятное) происшествие - мотив
победы над противником – примирение |
Сказка -ссора |
Житие героев - мотив дружбы - совместная
деятельность (игра) - мотив обмана - ссора - не
примирение |
Сказка -жалоба |
Житие - бытие героев - мотив обиды - мотив
жалобы |
Сказка-путешествие (сон) |
Рассказчик во сне попадает в неведомую
страну - мотив знакомства - путешествия - мотив
прощания - возвращение в реальный мир |
Сказки- задания |
Знакомство читателей с жителями той или
иной страны - мотив путешествия героев либо
заблудились, либо забыли о своих обязанностях -
мотив задания |
Сказка - чудесное превращение |
Характеристика героя - превращения -
значение героя. |
|