Цель урока: способствовать формированию умения воспринимать готовые
тексты разных стилей и составлять собственные с учётом правил
текстообразования;
способствовать развитию устной и
письменной связной речи учащихся;
расширять представления учащихся
о роли и значении письма в частной жизни человека;
воспитывать активную социальную
позицию ученика.
Тип урока: развитие речи.
Категория учащихся: 7 класс.
Ведущая педагогическая технология: педагогическая Мастерская.
Оборудование: презентация «Особенности письма как эпистолярного
жанра».
Символ урока: письмо (конверт на доске).
Эпиграф к уроку: Ты письмо моё получишь
И обрадуешься вдруг:
Жить на свете много
лучше,
Если друга вспомнил друг.
Я. Аким
Ход урока
1 час
Ι. Оргмомент.
ΙΙ. «Индукция» создание эмоционального настроя, включение чувств
учеников.
Учитель: Добрый день, ребята!
Сегодняшний урок я хочу начать
стихотворением Я.Акима:
Ты
письмо моё получишь
И обрадуешься вдруг:
Жить
на свете много лучше,
Если
друга вспомнил друг.
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
А почему я прочитала именно эти
строки?
Ученик: В отрывке речь идёт о письме другу. Вероятно, на уроке речь
пойдёт о письме и о его роли в жизни людей.
Учитель: Совершенно верно. А теперь давайте подумаем, как будет
звучать тема урока? Сконструируйте предложение из этих слов, и вы сможете ответить
на мой вопрос.
Слова на карточках (работа в
парах):
ЖАНРА, КАК, ОСОБЕННОСТИ,
ЭПИСТОЛЯРНОГО, ПИСЬМА, (…), ПИСЬМО, ЧАСТНОЕ.
Каждая пара составляет
предложение устно, затем складывает на магнитной доске. Правильный вариант
всеми записывается в тетрадь:
«Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)».
Учитель: Тема сформулирована. Давайте определим цель урока.
( Работа в группах. Отвечает один
ученик.)
Ученик: Я думаю, наша цель - познакомиться с жанровыми
особенностями частного письма и попробовать самостоятельно написать письмо
другу, ведь не случайно же звучали строки Я.Акима. Учитель: Правильно. А слова Я.Акима станут не просто эпиграфом к
сегодняшнему уроку, а девизом нашего творческого союза. Согласны?
( Запись эпиграфа-девиза в
тетрадь.)
ΙΙΙ. «Самоконструкция».
Какие из предложенных слов станут
ключевыми на сегодняшнем уроке?
Слова на карточках: АДРЕС,
АДРЕСАНТ, АДРЕСАТ,
ПИСЬМО, ПОЧТА, ЭПИСТОЛЯРНЫЙ.
ΙV. «Социоконструкция».
1. Словарная работа.
Учитель: А теперь давайте поработаем со словарями. Подумайте, какой
именно словарь поможет нам определить правильно значение ключевых слов?
Поработайте в группах над определением их значения.
На столе три словаря:
этимологический, толковый, словарь иностранных слов. Учащимся предлагается
самостоятельно выбрать нужный словарь, выписать словарные статьи в тетрадь.
Подготовить ответ от группы.
Проверка с использованием
презентации. Учитель: Ребята, постарайтесь запомнить значение этих слов, т.к. с ними
нам предстоит работать на уроке.
2. Работа над Памяткой.
Учитель: Ребята, а кто из вас знает, как правильно написать адрес
на конверте? Рассмотрите внимательно конверт, прочитайте Памятку.
Беседа по вопросам: 1) Что вы
запишете в левом верхнем углу конверта?
2) Где
нужно записать информацию об адресате?
3) Где
следует записать индекс адресанта?
3. Анализ образцов.
(Индивидуальная работа по карточкам.)
Задание: найдите ошибки. Исправьте устно. 4. Анализ текста. (Коллективная
работа.)
Задания: 1. Прослушайте текст.
2. Определите стиль речи.
3. Найдите лексические средства
языка, подтверждающие вашу точку зрения.
4. Определите жанр
произведения.
5.Найдите речевые и грамматические ошибки и исправьте
их устно.
6. Есть ли в письме Ивана
Жукова другие ошибки? Почему они допущены? Можно ли их исправить?
7. Помогите Ивану Жукову
правильно оформить конверт.
Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с
рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни
маменьки, только ты у меня один остался.
А вчерась мне была выволочка Хозяин выволок меня за волосья на двор и
отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности
заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а яначал с хвоста, а
она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо
мной насмехаются, посылают в кабак за
водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт чем попадя. А еды нету
никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или
щей, то хозяева их сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок
ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую
милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…
Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то
помру…
Я буду тебе табак тереть, богу молиться, а если что, то секи меня, как
сидорову козу. А ежели думаешь, должности нету мне то я Христа-ради попрошусь к
приказчику сапоги чистить али заместо Федьки в подпаски пойду. Дедушка милый,
нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню
бежать, да Сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое
буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрёшь, стану за упокой души
молить, все равно как за мамку Пелагею.
А Москва город большой. Дома все господские и лошадей много, а овец нету
и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос петь никого не
пущают, а раз я видел в одной лавке, на окне, крючки продаются прямо с леской и
на всякую рыбу, очень стоющие, даже такой есть один крючок,что пудового сома
удержит. И видал которые лавки, где ружья всякие, на манер Бариновых, так что
небось рублей сто кажное.. А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в
котором месте их стреляют, про то сидельцы не сказывают.
Милый дедушка, а когда у господ будет ёлка с гостинцами, возьми мне
золочёный орех и в зелёный сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны,
скажи, для Ваньки.
Приезжай, милый дедушка, Христом богом тебя молю, возьми меня отседа.
Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят, и кушать страсть
хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин
колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь,
хуже собаки всякой…А ещё кланяйся Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию
мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай.
Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:
На деревню дедушке.
Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу».
(«Ванька». А.П.Чехов.)
Учитель: Не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе Ванька
выбежал на улицу, добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо
в щель… Как вы думаете, ребята, а
теперь дедушка получит Ванькино письмо?
2 час
5. Актуализация фоновых знаний и субъектного опыта учащихся.
Учитель: Теперь мы верим, что
письмо Ваньки Жукова из почтового ящика
обязательно попадёт на почту. А потом полетит к дедушке Константину
Макрычу.
Ребята, а вы бывали на
почте? Что интересного вы там видели? Как вы думаете, помогает ли почта
общаться с окружающим миром? Каким образом?
А кто из вас знает, в каком веке письмо как эпистолярный жанр достигло
своего расцвета? Как вы думаете, почему?
Действительно, в XΙX – XX в. в. письмо было самым распространённым
средством общения между людьми. До наших дней дошла переписка многих русских
писателей со своими родными и друзьями. Я думаю, вам интересно будет узнать,
как и о чём они писали. Именно поэтому предлагаю прочитать несколько писем,
обратив внимание на их композицию, содержание и речевое оформление.
Прежде чем обратиться к письмам великих людей, хочу вам напомнить, что
читать чужие письма можно лишь с разрешения автора. Письма Н.В.Гоголя,
И.С.Тургенева, С.А.Есенина давно уже стали достоянием русского народа, поэтому
мы можем к ним обратиться, не спрашивая ни у кого разрешения.
6. Сопоставительный структурный анализ текстов.
Задания: 1. Выразительно
прочитайте письма.
2. Поделитесь своим впечатлением от прочитанных писем.
3. Определите количество
структурных частей в каждом письме.
4. Понаблюдайте над
употреблением «особых» речевых оборотов.
5. Определите характер каждого
письма и его отличительные черты.
6. Какие из предложенных писем
можно назвать частными? Почему вы так думаете?
7. Используя таблицу
«Структура писем и речевые формулы, используемые в них», объясните, от чего
зависит выбор формы.
V. «Социализация».
Учитель: Надеюсь, каждый из вас усвоил принципы написание письма и
обратил внимание на признаки «хорошего тона» в письме. Мне кажется, что пришла
пора написать письмо другу. Возвращаясь к нашей беседе о том, как почта
помогает человеку общаться с окружающим миром, предлагаю подумать над письмом
на тему: «Я пишу тебе, чтобы рассказать тебе, как почта помогает мне общаться с
окружающим миром». Хочу также напомнить девиз урока:
Ты письмо моё получишь
И обрадуешься вдруг:
Жить на свете много лучше,
Если друга вспомнил друг.
1. Творческая работа в группах: 1-й этап: каждый пишет своё письмо;
2-й
этап: каждое письмо читается и обсуждается в группе;
3-й этап: лучшее письмо корректируется.
I. «Афиширование». Одно
письмо от группы представляется классу, обсуждается содержание и композиция.
VII. «Разрыв».
После обсуждения лучшего письма
устно проводится работа над грамматическими и речевыми ошибками.
VIII. Домашнее задание: каждому оформить своё письмо как страничку
в сборник «Лучшие письма года».
ΙX. Рефлексия. НЕМНОГО ЮМОРА
|