Четверг, 28.03.2024, 21:42


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Урок-экскурс по литературным эпохам. «Через века — с любовью!..»

Цель: формировать у учащихся навыки анализа литера­турного произведения, раскрывая художествен­ный мир героев; показать, что любовь в представ­лении писателей и поэтов является возвышенным чувством, величайшей трагедией, Божьим даром; вырабатывать собственные суждения и критиче­ские оценки; воспитывать бережное отношение к любви; создать на уроке и после него условия для живого общения учащихся с учителем и друг с другом.

Оборудование: соответствующим образом оформленная доска, где приводятся высказывания великих о любви; фо­нограммы I Концерта П. И. Чайковского, романсы Г. Свиридова, грамзапись к балету С. Прокофь­ева «Ромео и Джульетта»; репродукции портре­тов Данте, Ф. Петрарки, В. Шекспира, А. Керн, А. Пушкина, Ф. Тютчева, Е. Денисьевой, С. Есе­нина, Э. Дункан, А. Блока, Л. Менделеевой.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают материал, изученный в курсе лите­ратуры 5-11-го классов; самостоятельно оценивают разнохарактерные литературные явления, умеют эту оценку адекватно обосновывать; анализируют изученные произведения, раскрывая художествен­ный мир героев; демонстрируют умение обобщать; активно участвуют в обсуждении темы урока.

Форма проведения: урок-экскурс.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Учитель. Каждый человек живёт, находясь в мириадах отноше­ний с другими людьми. С некоторыми мы просто создаём семью. Оп­ределённые отношения возникают по практическим соображениям. Другие отношения служат для удовольствия, как, например, отноше­ния с друзьями. Вне зависимости от причин, людей связывают одни и те же чувства. А самым сильным из них является любовь. Что та­кое любовь? Для неё существует множество определений, и поэтиче­ских, и чисто практических. любовь — всегда загадка и откровение. Прекрасно о любви сказал А. П. Чехов: «Тайна сия великая есть.».

Что же такое любовь?

Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?

Заполните ассоциативные ряды:

Л — ...

Ю — ...

Б — ...

О — .

В — .

Ь — ...

А если мы откроем философский словарь, то прочитаем следу­ющее: «Любовь — интимное и глубокое чувство, устремлённое на другую личность. Любовь возникает как самое свободное и непред­сказуемое выражение глубин личности; её нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть».

Вся история литературы — это история любви. Наверное, нет ни одного автора, который в своём творчестве не обращался бы к этой теме.

III. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. Человеческая любовь сложна и многомерна, и имеет поистине мистическую и тайную природу. И сегодня на уроке мы посмотрим, как тема любви проходит в творчестве поэтов, писателей различных литературных эпох. В большей степени мы обратимся к рассмотрению любви чувственной. Цель нашего урока — не глу­бокий анализ творчества какого-либо представителя эпохи, скорее, можно сказать, это краткий экскурс по различным литературным эпохам. Мы окунемся и в древность, и в эпоху Возрождения, по­бываем в XX веке. Рассмотрим, какие образы любви существовали в различные времена в разных видах искусства, докажем, что тема любви в литературе — одна из утверждающих, и над ней не власт­но время. Обратимся к теме вечной, нестареющей, актуальной как 1000 лет назад, так и в наше время. Итак, через века — с любовью!

!V. работа над темой урока

1. Сообщение учителя (с элементами эвристической беседы)

— Первые попытки объяснить появление властного зова люб­ви представлены уже в мифологии. Согласно одному из мифов, мужчина и женщина были когда-то целостным существом, кото­рое однажды разделилось на две половинки. С тех пор каждая из половинок ищет свою утраченную кровную часть, чтобы опять со­единиться и восстановить былую целостность. В мифологической культуре любовь понималась как грандиозная, надмировая сила, пронизывающая все сущее и властвующая над природой.

К вечной теме любви всегда обращались поэты и художники, композиторы и скульпторы, писатели и философы: Данте и Сафо, Петрарка и Шекспир, Рафаэль и Рубенс, Пушкин и Глинка, Турге­нев, Тютчев, Куприн, Бунин, Блок, Есенин, Булгаков. Этот список можно продолжать и продолжать. Ведь именно любовь — источ­ник вдохновения разных поколений.

И вот уже 9-летний Данте встретил 8-летнюю Беатриче и по­клонялся ей всю свою жизнь. Образ Беатриче, предельно идеали­зированный, стоит в центре всего творчества Данте, о любви к ней он рассказал в книге «Новая жизнь», а позже — в «Божественной комедии».

Молодой Петрарка увидел в церкви прекрасную Лауру. Сбор­ник стихотворений Петрарки, посвящённый его возлюбленной Лауре — первый образец гуманистической поэзии, раскрывающей тончайшие переживания влюблённого.

(Звучит сонет Ф. Петрарки «Всегда любил, теперь люблю ду­шою...» в исполнении учащегося.)

А мы с вами из солнечной Италии перемещаемся в страну пре­красных женщин и галантных кавалеров, в страну музыки, цветов и любви. во Францию. Философ Д. Дидро и София Волан. На про­тяжении почти 30 лет великий философ написал своей возлюблен­ной 552 письма! Кроме писем любви, он создал философские трак­таты, комедии, романы и статьи к «Энциклопедии», которая стала огромным событием в жизни интеллектуальной Европы.

Так любили великие. Земная любовь вплеталась разноцветны­ми нитями в человеческое бытие. Из-за любви постригались в мо­нахи, совершали подвиги, расставались с жизнью. Так случилось с Ромео и Джульеттой из одноимённой трагедии В. Шекспира.

♦ Вспомните, как зарождалось чувство между Ромео и Джульет­той, и почему их любовь с самого начала была обречена на тра­гический финал?

2. «Займи позицию»

Учитель. «Я тебя люблю.» Разные века. Разные языки. Всё разное. Общее — любовь. Перед вами высказывания великих о любви (обращение к записи на доске):

а) «Любить — значит жить жизнью того, кого любишь» (Л. Тол­стой).

б) Если ты камень — будь магнитом, Если ты растение будь мимозой, Если ты человек — будь любовью!..

(В. Гюго)

в)  «Любовь, как ртуть: её можно удержать в открытой ладони, но не в сжатом кулаке» (Д. Паркер).

Выберите то, которое вам ближе и понятней, прокомментируй­те его. Итак, займите позицию. (Каждое высказывание комменти­руют 2-3 учащихся.)

3. «Литературно-музыкальная гостиная»

Учитель. Многие шедевры живописи и скульптуры, поэзии и драматургии, театра и кино посвящены женской красоте, очаро­ванию женщины, чудному мгновению встречи с ней. Любовь и по­эзия... Александр Пушкин и Анна Керн.

(Звучит музыка, навстречу друг другу выходят юноша и де­вушка.)

Она. Они встретились впервые совсем молодые. Пушкину было двадцать лет, Анне Керн — девятнадцать. На ужине у её родствен­ников Олениных он сидел недалеко от неё и всячески старался при­влечь её внимание.

О н. Когда её муж, генерал Керн, увозил её в экипаже домой, Пушкин стоял на крыльце и долго провожал её глазами. Красави­цей её трудно было назвать, но была в ней какая-то особая прелесть, которая глубоко поразила его.

Она. Они больше не виделись, прошло шесть лет.

Он. Эти годы были трудными для поэта; южная ссылка, затем Михайловское. Он был уже очень известен — первый поэт Рос­сии. Та давняя встреча забылась, в его жизни было много других женщин.

Она. Но им было суждено встретиться вновь. В 1825 году она гостила в Тригорском, у своей тётки. Восхищённая Пушкиным, она страстно хотела его видеть, его имение Михайловское совсем рядом, и она часто бывала в Тригорском. Однажды во время обеда дверь распахнулась, и в столовую стремительно вошёл Пушкин.

Он. Их представили, он очень низко поклонился, не сказав ни слова, во всех его движениях была робость. Они стали встречаться, чувство к ней вновь вспыхнуло в его душе с необыкновенной силой. Его очень одинокая жизнь в Михайловском перестала тяготить его, встречи с ней наполнили жизнь совершенно новым смыслом. Это было настоящее духовное возрождение. Он вновь любил, вновь был счастлив, он боготворил её и был ей бесконечно благодарен.

А было это в день приезда С ней говорил какой-то князь. «О боже! Как она прелестна!» — Подумал Пушкин, наклонясь. Она ничуть не оробела, А он нахлынувший восторг Переводил в слова несмело И вдруг нахмурился и смолк. Она, не подавая вида, К нему рванулась всей душой,

Как будто впрямь была повинна В его задумчивости той. «Что сочиняете вы ныне? Чем, Пушкин, поразите нас?» А он, как пилигрим в пустыне, Шёл к роднику далёких глаз. Ему хотелось ей в ладони Уткнуться и смерить свой пыл. «Что сочиняю? Я. не помню. Увидел Вас и всё забыл.» Она взглянула тихо, строго, И грустный шёпот, словно крик: Зачем Вы так? Но ради Бога, Не омрачайте это миг!.. Ничто любви не предвещало: Полуулыбка. Полувзгляд. Но мы-то знаем: здесь начало Тех строк, что мир потом пленят! И он смотрел заворожённо Вслед уходившей красоте, А чьи-то дочери и жёны Крутились в гулкой пустоте.

(А. Дементьев)

Она. Всю эту богатейшую гамму чувств он выразил в одном из самых гениальных и знаменитых стихотворений русской поэзии.

Он

Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты.

4. Слово учителя

— Ф. М. Достоевский высказал однажды весьма парадоксаль­ную мысль, заметив, что человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив.

Вечная тема любви заняла достойное место и в русской класси­ческой литературе. Существует традиционное представление о том, что русская литература не знает таких прекрасных образов любви, как литература Западной Европы. У нас нет ничего подобного люб­ви трубадуров, любви Тристана и Изольды, Данте и Беатриче, Ро­мео и Джульетты. Возможно, в России не было таких богатых тра­диций в развитии любовного романа, какие были в Западной Евро­пе. Между тем русская литература XIX в. дала глубокое освещение феномена любви в произведениях таких писателей, как Пушкин и Лермонтов.

С какой вулканической энергией тема любви врывается в рус­скую литературу конца XIX — начала XX в.: в публицистику, ху­дожественную критику. О любви пишут философы и теологи, поэ­ты и писатели, критики, историки и литературоведы. За несколько десятилетий в России о любви пишется больше, чем за несколько веков. Причём литература эта отличается глубиной мысли, интен­сивными поисками и оригинальностью мышления.

5. Аналитическая работа с выразительным чтением

стихотворений (в группах)

Задание для 1-й группы. Идеал женщины, идеал красоты. Она — прекрасная дама, муза, жена, возлюбленная, подруга. Сколько стихов в русской поэзии связано с ней! Фёдор Иванович Тютчев тоже обращался к этой теме. Кто же была его муза?

Задание для 2-й группы. Летят года, минуют века, и мир пре­ображается. Хоть любовь и вечна, но и она меняется. Она также становится современнее, где-то расчётливее, а где-то даже жёстче. А если любовь невзаимная, то она и вовсе погибает. Так умерла лю­бовь Базарова и Одинцовой в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Как же так случилось, почему их любовь не состоялась?

Задание для 3-й группы. В 2010 г. Сергею Александровичу Есе­нину исполнилось бы 115 лет. Он прожил очень короткую жизнь. Но то, что он оставил после себя,— это целый мир, это — радужная песнь о великом и вечном — о любви. Стихотворения С. А Есенина о любви обладают большой притягательной силой. В них человече­ское страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием её непол­ноценности, то стремлением к её торжеству. Находясь на Кавказе, С. А. Есенин написал изумительный цикл лирических стихотворе­ний «Персидские мотивы». Каковы же основные темы цикла сти­хотворений «Персидские мотивы»? В чём их своеобразие?

Задание для 4-й группы. «Вся моя жизнь — в моих стихах»,— написал А. А. Блок. Поэтической исповедью, дневником души поэта было его творчество. И любовь написала много прекрасных страниц в этой книге. «Любовь, о которой и после моей смерти про­чтут в моих стихах.» — писал поэт. Приоткроем и мы мир чувств великого поэта: Александр Блок и Любовь Менделеева. Более 800 стихотворений посвятил ей великий поэт. Одно из них, полное трагизма, называется «О доблестях, о подвигах, о славе».

Как поэт подводит нас к грустному финалу? В чём символиче­ский смысл этого финала?

Презентация результатов творческой работы представителями групп

Аналитическая беседа по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Учитель. Почему-то наша жизнь устроена так, что трагичная любовь проявляет себя сильнее, глубже. Такова уж психология любви: чем больше препятствий на её пути, тем мощнее внутрен­няя сила.

Что мы вспоминаем, когда слышим имя М. А. Булгакова? В пер­вую очередь, его роман «Мастер и Маргарита». Но почему? Что есть в этом романе, чего нет в других произведениях? Ответ прост: здесь есть всё, здесь подняты вопросы вечных ценностей: вопрос добра и зла, жизни и смерти, духовности и бездуховности. Но, в первую очередь, это роман о настоящей, верной, вечной любви.

Давайте прикоснёмся к этой истории любви. Как изменилась жизнь обоих — Мастера и Маргариты,— когда «любовь выско­чила перед ними, как из-под земли выскакивает убийца в пере­улке.»?

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете насто­ящей, верной, вечной любви? За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» Считаете ли вы, что М. А. Булгакову удалось показать такую любовь?

Обобщение учителя

— Любовь. Именно она придаёт книге загадочность и неповто­римость. Любовь поэтичная, любовь земная, плотская и романти­ческая — это та сила, которая движет всеми событиями романа. Ради неё всё меняется и всё происходит. Перед нею преклоняются Воланд и его свита, на неё из своего мира смотрит и восхищается Иешуа. Любовь с первого взгляда, трагическая и вечная, как мир. Именно такую любовь получают в качестве дара герои романа, и она помогает им выжить и обрести вечное счастье, вечный покой.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. «Интервью»

Учитель. В чём же всё-таки вечная загадка любви? Почему ни одно из чувств не влияет так на человека, ничто так сильно не ме­няет нас, как любовь? Хотелось бы, чтобы наши гости поделились своими мыслями, наблюдениями, опытом, а ровесники высказали свою точку зрения. Итак, интервью:

«Любви все возрасты покорны.» Так ли это?

«С милым рай и в шалаше.» Согласны ли вы с этим утвержде­нием?

В чём, по-вашему, звёздная вершина любви?

Согласны ли вы с утверждением, что современная молодёжь легкомысленно относится к любви, что «храм любви» заменён на «рынок любви»?

2. Обобщающее слово учителя

— Тема любви вечная. Она волнует всё новые и новые поколе­ния поэтов, писателей, и нас, читателей. И вот как наша современ­ная харьковская поэтесса Ирина Евса довольно оригинально, бе­режно, и вместе с тем современно интерпретировала «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина через «призму любви».

Чтение учащимися стихотворения

САЛЬЕРИ

И умер Моцарт. Отзвенели трели

Всех певчих птиц, угасших вместе с ним.

И отвернулись люди от Сальери.

Но всё-таки Сальери был любим!

О нём всю жизнь печалилась, жалея,

И верила в него да ещё как!

Какая-нибудь Марта, Лорелея

С веснушками на пухленьких щеках.

Он ей снимал две комнатки грошовых.

Под самой крышей, в доме у реки.

Она ходила в юбочках холщовых.

Сорочки шила. Штопала чулки.

Когда вошёл он, глядя, как безумный,

В её квартиру в сумраке ночном,

Она его раздела и разула,

И отогрела лаской и вином.

Он страшен был. Он ничего не видел.

То замирал, то хохотал до слез.

Она гадала: «Кто его обидел?

Какое он несчастье перенёс?

Быть может, оклеветан был врагами.

Долгами загнан? Нищета? Навет?

Украли деньги? Господи, другая? Он полюбил?

Ему сказали "нет"?»

И рой вопросов в ней гудел, как улей.

Но, содрогаясь в плаче у окна,

Он прошептал: «Сегодня. Моцарт. умер».

«И это всё? — Подумала она.—

Ну, слава богу, он меня не предал.

Всё обойдётся, я его люблю.

Пускай поспит. Подам вина к обеду. Пораньше встану — зелени куплю». И поправляла нежно одеяло, Пустые страхи из дому гоня, И Моцарта тихонько напевала, Над пяльцами склоняясь у огня.

Да, какая бы разная ни была любовь — это чувство всё равно прекрасно. Создателей произведений о любви можно перечислять до бесконечности, так как каждый из нас, будь он писатель, поэт или простой человек, хоть раз в жизни испытывает это чувство. И читая произведения, мы сталкиваемся с чем-то возвышенным, которое помогает нам рассмотреть мир с духовной стороны. Авторы помогают нам любить. А любовь, в свою очередь, делает нас добрее и чище.

Вот и подошёл к концу наш урок. И если после него вы заду­маетесь над теми вечными проблемами, которые мы сегодня за­тронули, значит, цель урока достигнута. А я хочу пожелать вам, чтобы вы верили в любовь, чтобы она не была запятнана никаки­ми корыстными расчётами, и любимые повторяли вам только одну фразу: «Да святится имя твоё!»

VI. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из тем:

«Я буду любить тебя, если»;

«Я буду любить тебя, пока»;

«Я буду любить тебя за то, что».

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (27.04.2014)
Просмотров: 2766 | Теги: открытый урок, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература, скачать, план-конспект урока русской литерат, конспект урока | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0