Цель:
формировать у учащихся навыки анализа литературного произведения, раскрывая
художественный мир героев; показать, что любовь в представлении писателей и
поэтов является возвышенным чувством, величайшей трагедией, Божьим даром;
вырабатывать собственные суждения и критические оценки; воспитывать бережное
отношение к любви; создать на уроке и после него условия для живого общения
учащихся с учителем и друг с другом.
Оборудование:
соответствующим образом оформленная доска, где приводятся высказывания великих
о любви; фонограммы I Концерта П. И. Чайковского, романсы Г. Свиридова,
грамзапись к балету С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»; репродукции портретов
Данте, Ф. Петрарки, В. Шекспира, А. Керн, А. Пушкина, Ф. Тютчева, Е.
Денисьевой, С. Есенина, Э. Дункан, А. Блока, Л. Менделеевой.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают материал, изученный в курсе литературы 5-11-го классов;
самостоятельно оценивают разнохарактерные литературные явления, умеют эту
оценку адекватно обосновывать; анализируют изученные произведения, раскрывая
художественный мир героев; демонстрируют умение обобщать; активно участвуют в
обсуждении темы урока.
Форма проведения: урок-экскурс.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Учитель.
Каждый человек живёт, находясь в мириадах отношений с другими людьми. С
некоторыми мы просто создаём семью. Определённые отношения возникают по
практическим соображениям. Другие отношения служат для удовольствия, как,
например, отношения с друзьями. Вне зависимости от причин, людей связывают
одни и те же чувства. А самым сильным из них является любовь. Что такое
любовь? Для неё существует множество определений, и поэтических, и чисто
практических. любовь — всегда загадка и откровение. Прекрасно о любви сказал А.
П. Чехов: «Тайна сия великая есть.».
Что же такое любовь?
Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?
Заполните ассоциативные ряды:
Л — ...
Ю — ...
Б — ...
О — .
В — .
Ь — ...
А если мы откроем философский словарь, то прочитаем следующее:
«Любовь — интимное и
глубокое чувство, устремлённое на другую личность. Любовь возникает как самое
свободное и непредсказуемое выражение глубин личности; её нельзя принудительно
ни вызвать, ни преодолеть».
Вся история литературы — это история любви. Наверное, нет
ни одного автора, который в своём творчестве не обращался бы к этой теме.
III. Постановка цели и
задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Учитель.
Человеческая любовь сложна и многомерна, и имеет поистине мистическую и тайную
природу. И сегодня на уроке мы посмотрим, как тема любви проходит в творчестве
поэтов, писателей различных литературных эпох. В большей степени мы обратимся к
рассмотрению любви чувственной. Цель нашего урока — не глубокий анализ
творчества какого-либо представителя эпохи, скорее, можно сказать, это краткий
экскурс по различным литературным эпохам. Мы окунемся и в древность, и в эпоху
Возрождения, побываем в XX веке. Рассмотрим, какие образы любви существовали в
различные времена в разных видах искусства, докажем, что тема любви в
литературе — одна из утверждающих, и над ней не властно время. Обратимся к
теме вечной, нестареющей, актуальной как 1000 лет назад, так и в наше время.
Итак, через века — с любовью!
!V. работа над темой
урока
1. Сообщение учителя (с элементами эвристической беседы)
— Первые попытки объяснить появление властного зова любви
представлены уже в мифологии. Согласно одному из мифов, мужчина и женщина были
когда-то целостным существом, которое однажды разделилось на две половинки. С
тех пор каждая из половинок ищет свою утраченную кровную часть, чтобы опять соединиться
и восстановить былую целостность. В мифологической культуре любовь понималась
как грандиозная, надмировая сила, пронизывающая все сущее и властвующая над
природой.
К вечной теме любви всегда обращались поэты и художники,
композиторы и скульпторы, писатели и философы: Данте и Сафо, Петрарка и
Шекспир, Рафаэль и Рубенс, Пушкин и Глинка, Тургенев, Тютчев, Куприн, Бунин,
Блок, Есенин, Булгаков. Этот список можно продолжать и продолжать. Ведь именно
любовь — источник вдохновения разных поколений.
И вот уже 9-летний Данте встретил 8-летнюю Беатриче и поклонялся
ей всю свою жизнь. Образ Беатриче, предельно идеализированный, стоит в центре
всего творчества Данте, о любви к ней он рассказал в книге «Новая жизнь», а
позже — в «Божественной комедии».
Молодой Петрарка увидел в церкви прекрасную Лауру. Сборник
стихотворений Петрарки, посвящённый его возлюбленной Лауре — первый образец
гуманистической поэзии, раскрывающей тончайшие переживания влюблённого.
(Звучит сонет Ф. Петрарки «Всегда любил, теперь люблю душою...» в
исполнении учащегося.)
А мы с вами из солнечной Италии перемещаемся в страну прекрасных
женщин и галантных кавалеров, в страну музыки, цветов и любви. во Францию.
Философ Д. Дидро и София Волан. На протяжении почти 30 лет великий философ
написал своей возлюбленной 552 письма! Кроме писем любви, он создал
философские трактаты, комедии, романы и статьи к «Энциклопедии», которая стала
огромным событием в жизни интеллектуальной Европы.
Так любили великие. Земная любовь вплеталась разноцветными
нитями в человеческое бытие. Из-за любви постригались в монахи, совершали
подвиги, расставались с жизнью. Так случилось с Ромео и Джульеттой из
одноимённой трагедии В. Шекспира.
♦ Вспомните, как зарождалось чувство между Ромео и
Джульеттой, и почему их любовь с самого начала была обречена на трагический
финал?
2. «Займи позицию»
Учитель.
«Я тебя люблю.» Разные века. Разные языки. Всё разное. Общее —
любовь. Перед вами высказывания великих о любви (обращение к записи на доске):
а) «Любить —
значит жить жизнью того, кого любишь»
(Л. Толстой).
б) Если ты камень — будь магнитом, Если ты
растение — будь мимозой, Если ты человек — будь
любовью!..
(В. Гюго)
в) «Любовь,
как ртуть: её можно удержать в открытой ладони, но не в сжатом кулаке» (Д. Паркер).
Выберите то, которое вам ближе и понятней, прокомментируйте
его. Итак, займите позицию.
(Каждое высказывание комментируют 2-3 учащихся.)
3. «Литературно-музыкальная гостиная»
Учитель.
Многие шедевры живописи и скульптуры, поэзии и драматургии, театра и кино посвящены
женской красоте, очарованию женщины, чудному мгновению встречи с ней. Любовь и
поэзия... Александр Пушкин и Анна Керн.
(Звучит музыка, навстречу друг другу выходят юноша и девушка.)
Она.
Они встретились впервые совсем молодые. Пушкину было двадцать лет, Анне Керн —
девятнадцать. На ужине у её родственников Олениных он сидел недалеко от неё и
всячески старался привлечь её внимание.
О н. Когда её муж, генерал Керн, увозил её в экипаже
домой, Пушкин стоял на крыльце и долго провожал её глазами. Красавицей её
трудно было назвать, но была в ней какая-то особая прелесть, которая глубоко
поразила его.
Она.
Они больше не виделись, прошло шесть лет.
Он. Эти годы были трудными для поэта; южная ссылка, затем
Михайловское. Он был уже очень известен — первый поэт России. Та давняя
встреча забылась, в его жизни было много других женщин.
Она.
Но им было суждено встретиться вновь. В 1825 году она гостила в Тригорском, у
своей тётки. Восхищённая Пушкиным, она страстно хотела его видеть, его имение
Михайловское совсем рядом, и она часто бывала в Тригорском. Однажды во время
обеда дверь распахнулась, и в столовую стремительно вошёл Пушкин.
Он. Их представили, он очень низко поклонился, не сказав
ни слова, во всех его движениях была робость. Они стали встречаться, чувство к
ней вновь вспыхнуло в его душе с необыкновенной силой. Его очень одинокая жизнь
в Михайловском перестала тяготить его, встречи с ней наполнили жизнь совершенно
новым смыслом. Это было настоящее духовное возрождение. Он вновь любил, вновь
был счастлив, он боготворил её и был ей бесконечно благодарен.
А было это в
день приезда С ней говорил какой-то князь. «О боже! Как она прелестна!» —
Подумал Пушкин, наклонясь. Она ничуть не оробела, А он нахлынувший восторг
Переводил в слова несмело И вдруг нахмурился и смолк. Она, не подавая вида, К
нему рванулась всей душой,
Как будто
впрямь была повинна В его задумчивости той. «Что сочиняете вы ныне? Чем,
Пушкин, поразите нас?» А он, как пилигрим в пустыне, Шёл к роднику далёких
глаз. Ему хотелось ей в ладони Уткнуться и смерить свой пыл. «Что сочиняю? Я.
не помню. Увидел Вас и всё забыл.» Она взглянула тихо, строго, И грустный
шёпот, словно крик: —
Зачем Вы так? Но
ради Бога, Не омрачайте это миг!.. Ничто любви не предвещало: Полуулыбка.
Полувзгляд. Но мы-то знаем: здесь начало Тех строк, что мир потом пленят! И он
смотрел заворожённо Вслед уходившей красоте, А чьи-то дочери и жёны Крутились в
гулкой пустоте.
(А. Дементьев)
Она.
Всю эту богатейшую гамму чувств он выразил в одном из самых гениальных и
знаменитых стихотворений русской поэзии.
Он
Я помню
чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений
чистой красоты.
4. Слово учителя
— Ф. М. Достоевский высказал однажды весьма парадоксальную
мысль, заметив, что человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив.
Вечная тема любви заняла достойное место и в русской
классической литературе. Существует традиционное представление о том, что
русская литература не знает таких прекрасных образов любви, как литература
Западной Европы. У нас нет ничего подобного любви трубадуров, любви Тристана и
Изольды, Данте и Беатриче, Ромео и Джульетты. Возможно, в России не было таких
богатых традиций в развитии любовного романа, какие были в Западной Европе.
Между тем русская литература XIX в. дала глубокое освещение феномена любви в
произведениях таких писателей, как Пушкин и Лермонтов.
С какой вулканической энергией тема любви врывается в русскую
литературу конца XIX — начала XX в.: в публицистику, художественную критику. О
любви пишут философы и теологи, поэты и писатели, критики, историки и
литературоведы. За несколько десятилетий в России о любви пишется больше, чем
за несколько веков. Причём литература эта отличается глубиной мысли, интенсивными
поисками и оригинальностью мышления.
5. Аналитическая работа с
выразительным чтением
стихотворений (в группах)
Задание для
1-й группы. Идеал женщины, идеал красоты. Она — прекрасная дама,
муза, жена, возлюбленная, подруга. Сколько стихов в русской поэзии связано с
ней! Фёдор Иванович Тютчев тоже обращался к этой теме. Кто же была его муза?
Задание для
2-й группы. Летят года, минуют века, и мир преображается. Хоть
любовь и вечна, но и она меняется. Она также становится современнее, где-то
расчётливее, а где-то даже жёстче. А если любовь невзаимная, то она и вовсе
погибает. Так умерла любовь Базарова и Одинцовой в романе И. С. Тургенева
«Отцы и дети». Как же так случилось, почему их любовь не состоялась?
Задание для
3-й группы. В 2010 г. Сергею Александровичу Есенину исполнилось
бы 115 лет. Он прожил очень короткую жизнь. Но то, что он оставил после себя,—
это целый мир, это — радужная песнь о великом и вечном — о любви. Стихотворения
С. А Есенина о любви обладают большой притягательной силой. В них человеческое
страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием её неполноценности, то
стремлением к её торжеству. Находясь на Кавказе, С. А. Есенин написал
изумительный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы». Каковы же
основные темы цикла стихотворений «Персидские мотивы»? В чём их своеобразие?
Задание для
4-й группы. «Вся моя жизнь — в моих стихах»,— написал А. А. Блок.
Поэтической исповедью, дневником души поэта было его творчество. И любовь
написала много прекрасных страниц в этой книге. «Любовь, о которой и после моей
смерти прочтут в моих стихах.» — писал поэт. Приоткроем и мы мир чувств
великого поэта: Александр Блок и Любовь Менделеева. Более 800 стихотворений
посвятил ей великий поэт. Одно из них, полное трагизма, называется «О
доблестях, о подвигах, о славе».
Как поэт подводит нас к грустному финалу? В чём символический
смысл этого финала?
Презентация результатов творческой работы представителями групп
Аналитическая беседа по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Учитель.
Почему-то наша жизнь устроена так, что трагичная любовь проявляет себя сильнее,
глубже. Такова уж психология любви: чем больше препятствий на её пути, тем
мощнее внутренняя сила.
Что мы вспоминаем, когда слышим имя М. А. Булгакова? В
первую очередь, его роман «Мастер и Маргарита». Но почему? Что есть в этом
романе, чего нет в других произведениях? Ответ прост: здесь есть всё, здесь
подняты вопросы вечных ценностей: вопрос добра и зла, жизни и смерти,
духовности и бездуховности. Но, в первую очередь, это роман о настоящей,
верной, вечной любви.
Давайте прикоснёмся к этой истории любви. Как изменилась
жизнь обоих — Мастера и Маргариты,— когда «любовь выскочила перед ними, как
из-под земли выскакивает убийца в переулке.»?
«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете
настоящей, верной, вечной любви? За мной, мой читатель, и только за мной, и я
покажу тебе такую любовь!» Считаете ли вы, что М. А. Булгакову удалось показать
такую любовь?
Обобщение учителя
— Любовь. Именно она придаёт книге загадочность и неповторимость.
Любовь поэтичная, любовь земная, плотская и романтическая — это та сила,
которая движет всеми событиями романа. Ради неё всё меняется и всё происходит.
Перед нею преклоняются Воланд и его свита, на неё из своего мира смотрит и
восхищается Иешуа. Любовь с первого взгляда, трагическая и вечная, как мир.
Именно такую любовь получают в качестве дара герои романа, и она помогает им
выжить и обрести вечное счастье, вечный покой.
V. Рефлексия. Подведение итогов
урока
1. «Интервью»
Учитель. В чём же всё-таки вечная загадка любви? Почему
ни одно из чувств не влияет так на человека, ничто так сильно не меняет нас,
как любовь? Хотелось бы, чтобы наши гости поделились своими мыслями,
наблюдениями, опытом, а ровесники высказали свою точку зрения. Итак, интервью:
«Любви все возрасты покорны.» Так ли это?
«С милым рай и в шалаше.» Согласны ли вы с этим утверждением?
В чём, по-вашему, звёздная вершина любви?
Согласны ли вы с утверждением, что современная молодёжь
легкомысленно относится к любви, что «храм любви» заменён на «рынок любви»?
2. Обобщающее слово учителя
— Тема любви вечная. Она волнует всё новые и новые поколения
поэтов, писателей, и нас, читателей. И вот как наша современная харьковская
поэтесса Ирина Евса довольно оригинально, бережно, и вместе с тем современно
интерпретировала «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина через «призму любви».
Чтение учащимися стихотворения
САЛЬЕРИ
И умер
Моцарт. Отзвенели трели
Всех певчих
птиц, угасших вместе с ним.
И
отвернулись люди от Сальери.
Но всё-таки
Сальери был любим!
О нём всю
жизнь печалилась, жалея,
И верила в
него — да ещё как! —
Какая-нибудь
Марта, Лорелея
С веснушками
на пухленьких щеках.
Он ей снимал
две комнатки грошовых.
Под самой
крышей, в доме у реки.
Она ходила в
юбочках холщовых.
Сорочки
шила. Штопала чулки.
Когда вошёл
он, глядя, как безумный,
В её
квартиру в сумраке ночном,
Она его
раздела и разула,
И отогрела
лаской и вином.
Он страшен
был. Он ничего не видел.
То замирал,
то хохотал до слез.
Она гадала:
«Кто его обидел?
Какое он
несчастье перенёс?
Быть может,
оклеветан был врагами.
Долгами
загнан? Нищета? Навет?
Украли
деньги? Господи, другая? Он полюбил?
Ему сказали
"нет"?»
И рой
вопросов в ней гудел, как улей.
Но,
содрогаясь в плаче у окна,
Он
прошептал: «Сегодня. Моцарт. умер».
«И это всё?
— Подумала она.—
Ну, слава
богу, он меня не предал.
Всё
обойдётся, я его люблю.
Пускай поспит. Подам
вина к обеду.
Пораньше встану — зелени куплю». И поправляла нежно одеяло, Пустые страхи из
дому гоня, И Моцарта тихонько напевала, Над пяльцами склоняясь у огня.
Да, какая бы разная ни была любовь — это чувство всё
равно прекрасно. Создателей произведений о любви можно перечислять до
бесконечности, так как каждый из нас, будь он писатель, поэт или простой человек,
хоть раз в жизни испытывает это чувство. И читая произведения, мы сталкиваемся
с чем-то возвышенным, которое помогает нам рассмотреть мир с духовной стороны.
Авторы помогают нам любить. А любовь, в свою очередь, делает нас добрее и чище.
Вот и подошёл к концу наш урок. И если после него вы задумаетесь
над теми вечными проблемами, которые мы сегодня затронули, значит, цель урока
достигнута. А я хочу пожелать вам, чтобы вы верили в любовь, чтобы она не была
запятнана никакими корыстными расчётами, и любимые повторяли вам только одну
фразу: «Да святится имя твоё!»
VI. Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из
тем:
«Я буду любить тебя, если»;
«Я буду любить тебя, пока»;
«Я буду любить тебя за то, что».
|