Деятельность учащихся |
Методические приемы и педагогическая деятельность |
Умения, формируемые у учащихся |
I. Вызов
1. Актуализирует имеющиеся знания.
2. Пробуждает интерес к получению новой информации
3. Побуждает ученика к активной работе на уроке
и дома.
4. Организует обмен мнениями.
|
Слайд 1 Слово живет тогда, когда ты открываешь его тайну.
–
Как вы понимаете это выражение?
– Сегодня мы будем открывать тайну слова, размышлять, анализировать, делать выводы.
– Прочитайте цитаты и поставьте + против той, которая понравится и подумайте над содержанием |
|
Умение работать с пословицами, анализировать, выделять главное.
Концентрация внимания.
|
ЦИТАТЫ |
АССОЦИАЦИИ |
«Лишь бездарный покоряется судьбе».
КУНАНБАЕВ Абай |
|
«Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни».
АУЭРБАХ Бертольд |
|
«Один видит в луже только лужу, а другой, глядя в лужу, видит звезды».
ПОП Александр |
|
«Жить – это бороться; бороться – это жить».
БОМАРШЕ Пьер Огюстен |
|
«Шутить с мечтой опасно; разбитая мечта может составить несчастье жизни».
ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович |
|
«Жизнь слишком коротка, чтобы быть незначительной».
ДИЗРАЭЛИ Бенджамин |
|
– А сейчас работаем в группе. Выберите одну
цитату и расскажите, с чем она у вас ассоциируется.
(Выслушивание ответов)
– Что общего у всех цитат?
Размышление о жизни; смысле жизни;
– Сегодня мы будем читать в разделе:
«Оглянись вокруг». Познакомимся с рассказом Г. Сенкевича «Янко-музыкант» |
Работа с таблицей |
Представление информации в табличном виде. |
II. Осмысление
Побуждение ученика:
1. Получить новую информацию;
2. Осмыслить ее;
3. Соотнести с уже имеющимися знаниями. |
1. Подготовка к восприятию.
Слайд 2
– Генрик Сенкевич – известный польский писатель . В своих произведениях
показал тяжелую жизнь крестьянства, характерную не только для Польши,
но и для России.
Слайд 3.
Прочитайте название и начало рассказа (нес колько строк). Догадайтесь, о ком будет это произведение? |
|
|
2. Лексическая работа:
Слайд 3
Поденщица – работница, которая занята временным трудом. Подпасок
– помощник пастуха. Приказчик
– человек, который контролирует работу в хозяйстве помещика.
|
|
Работа с учебником. |
Чтение учащимися 3-х частей (работа в группах) |
Чтение с остановкой. |
Умение слушать, вести диалог, искать оригинальные
решения. |
– У вас на партах лежат листы для решения проблем. (Приложение 1.)
Обсудите в группах и решите какую главную проблему должен решить герой –
(Выслушивание ответов)
(Иметь скрипку и играть на ней.)
– А теперь просмотрите еще раз прочитайте рассказ и заполните, какой информацией снабдил нас рассказ, запишите.
(Выслушивание ответов) |
Стратегия «Идеал»
Работа с листом для решения проблем
|
Работа с учебником, умение слушать, высказывать свою точку зрения, свое отношение.
|
Слайд 4:
· Родился слабый, хилый
· Мать любила его по-своему, но часто поколачивала
· На 8 году был подпасынком.
· Повсюду слышал музыку
· Смастерил скрипку из дранок, и сам походил на свою скрипку, которая еле звучала.
· Почти умирал с голоду
– А что нужно знать герою для решения проблемы?
(Работа в группах)
(Выслушивание ответов)
– Как можно решить эту проблему?
(Работа в группах)
(Выслушивание ответов)
– Какой наилучший способ решения проблемы? |
|
Умение внимательно читать.
|
А теперь прочитаем рассказ до конца. Сможет ли Янко осуществить свою мечту?
– Оправдались ли наши предположения?
Г. Сенкевич показал тяжелую жизнь детей 18-19 века, страшную действительность того времени.
– Было бы лучше, если бы Янко подчинился окружающим его людям? |
|
Умение вести диалог, высказывать свою точку зрения, отвечать на прямые, уточняющие вопросы. |
III. Рефлексия
Побуждение ученика на целостное осмысление, обобщение полученной информации.
Формирует у каждого из учеников собственное отношение к изучаемому материалу. |
–Что особенно взволновало тебя в этом рассказе?
– Прочитайте рассказ еще раз и подготовьтесь ответить на вопросы в группах.
1 г. В чем заключается основная мысль рассказ?
Ответьте, опираясь на текст. |
Поиск ответов на толстые и тонкие вопросы.
|
Умение обобщать, выделять главное, делать выводы. |
2 г. Придумайте 3 толстых и 3 тонких вопроса
3 г. Расставьте цифры рядом с вопросами так, чтобы они располагались соответственно
содержанию рассказа.
1. В какое время жил Янко?
2. Чем занимался Янко в детстве?
3. Как выглядел Янко?
4. Какая была у него мечта?
5. Сбылась ли у него мечта?
6. Как погиб Янко? |
Установление причинно- следственных связей. |
Умение высказывать свою точку зрения. Осознание учебной задачи. |
4 г. Составьте синквейн. |
Синквейн |
|
– Почему произведение назвали «Янко-музыкант?»
– Над чем заставляет задуматься рассказ?
– Посмотрите на цитаты с которыми мы работали в начале урока.
– Какая подходит к нашему рассказу? Почему? |
Контрольные вопросы |
|
– Мы сегодня работали в группах. Давайте каждый оценит сам себя.
Я активный –
Я слушаю своих –
Я внес предложение –
Принял участие в обсуждении –
|
|
Умение работать в группе, овладение способом самоконтроля, самооценки. |
– Спасибо за работу, кто работал хорошо, старался.
Домашнее задание: с. 121 (вопрос 4) или придумайте конец рассказа со счастливым концом |
Дифференцированная работа
эссе |
Владение методами решения творческих задач. |