Задачи урока:
- Показать, что ценил А.П. Чехов в людях и чего не
принимал, в чём видел путь к совершенствованию
человечества, т.е. к "высшей правде”;
- Развитие литературоведческих умений учащихся;
- Совершенствование представлений учащихся об
эстетических ценностях.
Слайдовое сопровождение урока:
- Портрет А.П. Чехова,
- Иллюстрации из фотоальбома "А.П. Чехов”,
- Эпиграфы – слова А. П. Чехова:
1) Скверно вы живёте, господа!
2) Человечество идёт к высшей правде.
Ход урока
1. Слово учителя.
Закончились уроки знакомства с А.П. Чеховым и
его героями. Перед нами галерея робких и наглых,
чутких и равнодушных, а порой и чёрствых,
бессердечных героев. Они то смешны, то грустны, то
вызывают чувство брезгливости… Откуда они? Они
из жизни. Антон Павлович вёл записные книжки, где
записывал свои наблюдения, мысли. Вот, например,
две записи: "Сияющая, жизнерадостная натура,
живущая как бы для протеста нытикам; полон,
здоров, ест много; его все любят, но только потому,
что боятся нытиков; он – ничто, хам, только ест и
смеётся громко, и только когда умирает, все видят,
что ничего им не сделано, что он был принимаем за
кого-то другого”.
И вторая запись: "Я нанял под дачу усадьбу;
владелица, очень полная пожилая дама, жила во
флигеле, я в большом доме; она потеряла мужа, всех
детей, была одинокая, очень толстая, имение
продавалось за долги, обстановка у неё старая;
всё читала письма, которые ей писали когда-то муж
и сын. И всё-таки оптимистка. Когда у меня заболел
кто-то, она, улыбаясь, всё говорила: "Милый, бог
поможет!”
Вот чеховский оптимизм – он неотделим от
правды, от ощущения, что жизнь не одни только
радости, но страдания и потери. Героиня второй
записи не просто оптимистка, а "всё-таки
оптимистка”. Всё-таки, то есть вопреки неудачам,
вопреки самым горестным утратам.
И сейчас мы отправимся в "картинную галерею”,
а именно: перед нами предстанут портреты героев
Чехова, портреты, знакомые вам. Но вслушайтесь,
всмотритесь в них ещё раз и попробуйте
определить, с чем не мог мириться писатель в
жизни и что ценил в людях.
2. "Картинная галерея”, или сообщения учащихся
о героях Чехова.
(Возможно слайдовое сопровождение,
мини-презентации).
За три-четыре минуты ученик даёт яркую
картинку, в которой запечатлена суть того или
иного героя.
С чем не мог мириться писатель в жизни?
- Чиновник Червяков (рассказ "Смерть
чиновника”);
- Помещик Чимша-Гималайский (повесть
"Крыжовник”);
- Учитель Беликов (повесть "Человек в
футляре”);
- Сторож Никита (рассказ "Палата №6”);
- Наташа (пьеса "Три сестры”).
Что ценит Антон Павлович в людях?
- Доктор Дымов (рассказ "Попрыгунья”);
- Сёстры Прозоровы (пьеса "Три сестры”).
3. Нравственные ценности, которые утверждает
человек и писатель А.П. Чехов.
Учащиеся наизусть цитируют Чехова:
- Видеть и слушать, как лгут…и тебя же называют
дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить
обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты
на стороне честных, свободных людей, и самому
лгать, улыбаться и всё это из-за куска хлеба, из-за
тёплого угла, из-за какого-нибудь чинишки,
которому грош цена – нет, больше жить так
невозможно!
- Человек должен трудиться, работать в поте лица,
кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл
и цель его жизни, его счастье, его восторги.
- В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и
одежда, и душа, и мысли.
- Через 200-300 лет жизнь на земле будет невообразимо
прекрасной, изумительной. Человеку нужна такая
жизнь, и если её нет пока, то он должен
предчувствовать её, ждать, мечтать, готовиться к
ней, он должен для этого видеть и знать больше,
чем видели и знали его дед и отец.
- Пока молоды, сильны, добры, не уставайте делать
добро! Человеку нужно не три аршина земли, не
усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на
просторе он мог бы проявить все свойства и
особенности своего свободного духа.
- Мир погибает не от разбойников, не от пожаров, а
от ненависти, вражды, от всех этих мелких дрязг.
- Праздная жизнь не может быть честною…
- Надо, чтобы за дверью каждого довольного
счастливого человека стоял кто-нибудь с
молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что
есть несчастные…
- Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя!..
4. Заключительное слово учителя.
Вот и закончилось наше путешествие по
чеховской "картинной галерее”. Мы ещё раз
убедились, что А.П. Чехов, несмотря ни на что, -
великий оптимист; его имя заслуженно стоит в
одном ряду с именами таких гуманистов, как А.С.
Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. Он нигде и
ни разу не сказал: "Это хорошо, а это плохо”, - но
он во всех своих произведениях показал правду
жизни, а уж решать, что есть что, мы должны сами.
Устами своих героев он изрёк десятки заветных
желаний; вот они-то и позволяют нам сказать:
"Чехов ценил в людях то, то, и то…” Я надеюсь, что
вы поняли и извлекли для себя эти ценности. Дома
вы ещё раз осмыслите уроки Чехова и напишите
мини-сочинение "Уроки А.П. Чехова в 21-ом веке”. И
помните: "Человечество идёт к высшей правде!”
Примечание.
Пример представленного учащимися портрета
Наташи из пьесы "Три сестры”
- Наталья – героиня пьесы А.П. Чехова "Три
сестры”, жена Андрея Сергеевича Прозорова-
противоположна по своему внутреннему содержанию
интеллигентным, образованным сёстрам
Прозоровым. Она, как леди Макбет Мценского уезда,
ведёт свою борьбу за власть в доме; вытесняет
деликатных и беззащитных сестёр, убивает их
мелочами жизни; она угнетает, отравляет самый
воздух вокруг себя. Вот Наташа выгоняет из дома
старую, 85-летнюю няньку Анфису, мотивируя свой
поступок словами: "Но ведь теперь она не может
работать! У меня нянька есть, кормилица есть, у
нас горничная, кухарка…для чего же нам ещё эта
старуха? Для чего?” Она /Наташа/ ставит всех на
свои места (на те места, которые она определила
для всех), она цинично указывает Ольге: "Нам
нужно уговориться, Оля. Ты в гимназии, я – дома…И
если я говорю что насчёт прислуги, то знаю, что
говорю; я знаю, что го-во-рю…И чтоб завтра же не
было здесь этой старой воровки, старой
хрычовки…(стучит ногами) этой ведьмы! Не сметь
меня раздражать!.. Не сметь!”
Наташа постепенно, но довольно-таки быстро
забирает весь дом в свои руки, она торжествует, а
умные и порядочные сёстры остаются одинокими,
несчастными. Жаль, искренне жаль, что невежество
и цинизм потеснили красивых и добрых людей. |