Цели урока:
Предметная:
- Понять причины деградации Дмитрия Старцева.
- Кто в этом виноват? Сам Старцев или среда?
- Учить исследовать средства художественной
выразительности.
Мировоззренческая:
- Осмыслить, что каждый человек несет
ответственность за свою судьбу.
- Определить собственное отношение к героям,
событиям.
Ход урока
I. Слово учителя.
Чехов в рассказе "Ионыч” исследует
процесс духовной капитуляции человека перед
темными силами жизни. Тема духовного оскудения
была одна из самых острых социальных и
политических проблем его времени.
Чем объяснить такое пристальное
внимание Чехова к вопросу о деградации человека?
А. П. Чехов обостренно воспринимал новые веяния и
предчувствовал зреющие в стране перемены. Только
в 1898 г. им были созданы рассказы "Ионыч”,
"Человек в футляре”, "Крыжовник”, "О любви”,
"Душечка”.
Как и в любом классическом
произведении в чеховском рассказе затронуты
проблемы, которые не лежат на поверхности и для
понимания которых требуется неоднократное
обращение к тексту.
II. Словарная работа: обывательщина,
мещанство, деградация.
Мещане – люди с узким жизненным
кругозором и мелкими интересами, духовно,
нравственно и интеллектуально ограниченные,
давно остановившиеся в своем развитии.
Деградация – постепенное ухудшение,
вырождение, упадок, движение назад.
Обывательщина – мещанство,
филистерство (кн.), ограниченность.
III. Организация поисковой
деятельности по творческим группам.
(Зона поиска тексты, словари)
1. Группа "Весна жизни”.
Дать характеристику Старцеву в первый
период;
- Отношение к делу врача;
- Впечатление от Старцева в начале.
Вывод микрогруппы: полон жизни,
работоспособен, любит покушать, любит и понимает
искусство и музыку, но не имеет своего мнения.
1 причина – не имеет своего мнения,
легко поддается чужому влиянию.
2. Группа "Семья Туркиных”.
Докажите, что перед нами – обычные
мещане в духовном и нравственном значении.
- Ступенчатость в раскрытии жизненного пути
отдельных представителей этой семьи;
неизменность ее обывательского существования;
- Прямые авторские характеристики Туркиных;
- Речевые характеристики Туркиных.
Вывод микрогруппы: шутки никого не
радуют, романы о том, чего не бывает, все это
повторяется через много лет.
2 причина – если самая талантлива
семья в городе такова, то какие же остальные?
3. Группа "Прошло больше года”. Линия
любви.
Как вы оцениваете глубину и силу
чувства Старцева к Котику?
- Старцев и Котик;
- Поездка на кладбище;
- Внутренний мир самого Старцева;
- Реакция Старцева на отказ Котика;
Вывод микрогруппы: влюблен, но
думает о приданом. После отказа переживал три
дня.
3 причина – чувство любви оказалось
не настоящим: интересовало только приданое.
4. Группа "Прошло четыре года”.
Докажите, что деградация происходит не
только внешняя, но и внутренняя.
- Внешний и внутренний мир;
- Старцев и обыватели;
- Развлечения Старцева;
- Старцев и Котик.
Вывод микрогруппы: "поляк надутый”,
карты, считает деньги, …и огонек погас.
4 причина – чувства вспыхнули, но
власть денег оказалась сильнее, и огонек погас.
5. Группа. "Прошло несколько лет”.
Покажите необратимые последствия
деградации Старцева.
- "Языческий бог”;
- Душа;
- Отношение к больным;
- Интерес к жизни;
- "Вот и всё”
Вывод микрогруппы: карты, обжорство,
накопительство, хамство, оскудение речи, потеря
человеческого облика.
5 причина – потеряны человеческие
качества, работа ради наживы.
Почему рассказ называется "Ионыч”?
Кто виноват в деградации Старцева?
Сам Старцев или общество?
Вывод учителя: Итак, внимательное
чтение текста убеждает нас, читателей, в том, что
автор мастерски изображает нравственное падение
человека. А началось все, казалось бы, с
незначительных недостатков в характере героя:
стремление к выгоде в любви, недостаточная
чуткость к людям, раздражительность,
непоследовательность в своих убеждениях,
неспособность их отстаивать, лень и нежелание
бороться с пошлостью.
Бездуховная жизнь, на которую
сознательно обрек себя Старцев, исключила его из
числа живых людей, лишила способности думать и
чувствовать.
Создавая образ Старцева, Чехов ставит
проблему личной ответственности человека за
свою жизнь. Образ Ионыча показывает, каким
становится человек, если нет сопротивления
пошлости, лени, мещанству, эгоизму.
Рефлексия:
Актуален ли рассказ в наше время? |