Суббота, 20.04.2024, 00:33


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Герои «Слова о полку Игореве» и позиция автора, сквозные образы; выявление фольклорных мотивов

Цели и задачи: обобщить содержание произведения, проработать характеристики героев, позицию автора, выявить лиризм повествования и фольклорные мотивы в тексте; развивать умение писать конспекты по критической литературе, речь, память, мышление, умение выразительно читать наизусть; формировать эстетические взгляды и вкусы; воспитывать любовь и интерес к древнерусской литературе. (Слайд №2)

Оборудование:

Иллюстрации героев Голикова, грамзапись оперы Бородина «Слово о полку Игореве», эпиграфы (Слайд №3):

«Слово о полку Игореве» отмечено
печатью особой человечности,
особенно внимательного отношения
к человеческой личности…
Автор «Слова» с исключительной внимательностью
проникает в душевные переживания своих героев.
Д.С. Лихачёв

«Слово о полку Игореве». Неизвестно даже его имя.

Но мир его души мы знаем хорошо,
потому что он явлен нам в великой поэме…
В «Слове» заключена внутренняя история человека,
его взгляд на самого себя и природу.
А. Афанасьев

Форма: урок-семинар с элементами комментированного чтения (Слайд №4).

Виды деятельности: комментированное чтение, выявление фольклорных мотивов, выразительное чтение наизусть, составление таблицы-схемы (Слайд №5).

План урока:

I. Вступительное слово.

II. Проблемная ситуация.

Какие герои в «Слове о полку Игореве»? Попробуем составить характеристики персонажей великого произведения и выявить фольклорные мотивы в поэме. Это и будут проблемные вопросы нашего урока.

Разрешите начать нашу дискуссию с высказывания Д.С. Лихачева А. Афанасьева (чтение эпиграфов, Слайды №№6-7).

III. Проверка домашнего задания (Слайд №8). Выслушивание докладов.

1-я группа: Образ Игоря, позиция автора. (Слайд №9)

Вопросы к 1-й группе:

  • Каково отношение автора к князю Игорю?
  • Каким является главный принцип изображения героя?
  • Какова роль солнечной символики в раскрытии образа Игоря?
  • Специфика представлений древнерусского писателя о судьбе человека?
  • В каком произведении вы уже встречали не подчинение героя судьбе и наказание его за неверие? (А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»).
  • Найти фольклорные мотивы в эпизодах, связанных с образом Игоря.
  • Какой бы вы нарисовали герб, посвящённый князю Игорю? Нарисуйте его.

Отношение автора «Слова» к русским князьям двойственное. Он видит в них представителей Руси, они или сочувствует, гордясь их успехами и скорбя об их неудачах.

Однако вместе с тем автор «Слова» с осуждением говорит об их эгоистической узко местной политике и раздорах. По существу весь рассказ в «Слове» о походе Игоря выдержан в этих чертах его характеристики Святославом: храбрый, но безрассудный Игорь идёт в поход, несмотря на то, что поход этот с самого начала обречён на неуспех. Он идёт, несмотря на все неблагоприятные «знамения». Основным побуждением его при этом является стремление к личной славе. Ничего не останавливает Игоря на его роковом пути.

Тем самым на первый план в «Слове» выступает общее и историческое над индивидуальным и временным. Игорь Святославич сын эпохи. Это «средний князь» своего времени: храбрый, мужественный, в известной мере любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины. Ради личной славы Игорь готов был положить тысячи жизней русичей, и при этом мнил себя защитником земли Русской. В его незрелом политическом сознании государственные интересы отождествлялись с личными и родовыми. Таков был его патриотизм. Политическая ограниченность Игоря усугублялась его духовным невежеством маловерным небрежением к земной и небесной иерархии власти. Именно тут лежали основные причины Каяльской трагедии. Великая беда Руси в том, что если высший Бог и другие Боги не будут почитаться князьями, то без их помощи всю Русь ожидает бедствие, подобное Каяльской трагедии. Где же выход из порочного круга междоусобиц? Прислушаемся к голосам Ярославны и Игоря. Именно к светлым небесным силам обращается Ярославна с мольбой о милосердии. В ответ солнце указывает Игорю в ночи направление побега из плена. Следовательно, первый завет самоспасения Руси в сердечном устремлении к помощи Высших Светлых Сил. От всех потрясений и переживаний душа Игоря преобразились, в его сердце ожили чувства веры, справедливости, благодарности к Высшим Силам за помощь в удачном побеге из плена. Исповедальная речь Игоря, обращённая к Донцу, символически обозначает пересмотр его духовно-политических взглядов. Следовательно, второй завет самоспасения Руси в осознании князьями необходимости светлого преображения своих душ. Третий завет поэт высказывает непосредственно от своего имени. Князь Игорь, наконец, осознал и эту истину, осознал абсолютную неотложность единства русских сил в борьбе со степью. Следовательно, князь Игорь самый главный князь, рассказав судьбу Игоря, автор смог передать все три завета самоспасения Руси.

Три завета спасения Руси (Слайд № 10)

1-й завет

2-й завет

3-й завет

Вера в Светлые небесные силы

Светлое преображение души

Объединение князей и подчинение князю Киевскому

Недаром названа поэма полком Игоря, а не именами других князей. Звучит Ария Игоря из оперы Бородина. Задание: Какой персонаж из поэмы исполняет эту Арию? Что вам помогло узнать? Какое сочинение написали под эту арию? Какой вам представляется Игорь в этой опере? (Учащиеся читают отрывки из сочинений).

Фольклорные мотивы в поэме: (иллюстрации к образу Игоря: слайды №№10-12)

«Слово» отнюдь не произведение устного народного творчества, но оно очень близко к нему по своей идейной сущности и стилистическому строю. «Слово» насыщено образами народной поэзии: тут и деревья, приклоняющиеся до земли от горя, тут и никнущая от жалости трава, и сравнение битвы с пиром, с жатвой. (Учащиеся приводят свои примеры).

Сказочное бегство Игоря, который обернулся соколом, это и диалог Игоря с Донцом, это и помощь природы в бегстве из плена героя: указ пути Северного Сияния, укрывала Игоря и теплыми туманами, птицы доносили Игорю о половцах.

А зловещее затмение? То есть природа пыталась предупредить Игоря. Но князь говорит речь, употребляя привычные «дружинные» термины той поры «сесть на коней» (означало выступить в поход), «преломить копьё» (лично вступить в схватку в начале битве). Также Игорь применяет и военную символику: испить шлемом из какой-нибудь реки (означало одержать победу на этой реке). Божество восточных славян стремится криком предупредить о поражении. Плачь по русской земле все тронуты, сочувствуют игореву войску после поражения. Автор упоминает реку Карну и Желю русские погребальные боги. Плач русских жён выдержан в традиции русских народных плачей. В побеге дятлы своим стуком указывают Игорю путь к рекам, где он мог спрятаться от половцев.

Герб Игорю (Рисунки учащихся – слайды №№13-14).

Игорь уподобляется соколу, так как автор постоянно сравнивает его с этой птицей. Сокол это молодость, зоркость, быстрота, смелость. В рыцарской эмблеме можно добавить меч и копьё.

Сообщение 2-й группы (слайд №15).

Но перед этим звучит отрывок из оперы (ария Всеволода). Задание: узнайте персонажа. Прочитайте сочинение про него.

Вопросы для 2-й группы:

  • Почему Всеволод назван в «Слове» «Буй туром»?
  • Как проявляется эпическое начало в создании его образа?
  • Речь Всеволода как образец военного ораторского искусства.
  • Как связаны образы Всеволода и Игоря в «Слове».
  • Зачем автор ввёл этот образ?
  • Фольклорные мотивы в создании этого образа.
  • Рыцарская эмблема Всеволода. Сочинение о Всеволоде.

Обратимся к словарю Даля и рассмотрим значение слов буйла, буйный, тур.

БУЙЛА, буйло, буйвол м. буйволица ж. турецкий, азиятский бык и корова, Bosbubalus, черный, малошерстый, плоскорогий. | Сиб. тибетский бык, горбатый, с конским хвостом, китайский буйла, як, кутас. | Буйло ниж. и др. лось, сохатый, изредка попадающийся, как захожий, загнанный туда; название ошибочное. Буйловый, буйволовый или буйволиный, к нему относящийся. Буйволина, буйволятина ж. буйловая говядина. Буйволенок м. буйволята мн. буйловое теля, теленок.

БУЙНЫЙ, сокращ. буй, смелый, храбрый, дерзкий; самонадеянный, кичливый, шумливый; бушующий, беспокойный, забиячливый, бурливый; могучий, одолевающий; склонный к самоуправству, насилию, обидам. Буйный ум, кичливый, возносящийся выше пределов своих. Буйный народ, самовольный; буй воевода, храбрый; буен во хмелю, буянит, шумит. Буйная голова, беспокойная; в сказках и песнях горькая, горемычная, бесприютная. Некуда приклонить буйной головушки. Расчесали буйну голову, заплели русу косу, о невесте. Честное слово и буйну голову смиряет. В древнем: буйтур, храбрый и ярый, будто соединены названия двух видов быка: буйлы и тура.

ТУР м. - ТУР м. стар. дикий бык, ныне зубр, уцелевший у нас только в Беловежской пуще (гроднинск.) и за Кавказом; встарь он водился почти повсеместно и нередко поминается в летописях. Храбр бо бе, яко и тур; Буй тур Всеволод; также в духовной Мономаха. В самом его имени – необузданная сила и мощь. Тур – дикий бык, излюбленный персонаж народной поэзии, откуда он как символ мужества, видимо, и попал на страницы древнерусских воинских повестей. В Ипатьевской летописи князь Роман Мстиславович характеризуется – «яко туръ».

В начале создания образа Всеволода звучит ласковая речь и предводителю похода: «один братъ, один светъ светлый ты, Игорю…». Здесь звучат и нежность, и родственная гордость, и понимание общих интересов. Характеристика Всеволода автором полностью совпадает с описанием князя в Ипатьевской летописи, где говорится о том, что в Ольговичах всех он был удалее, отличался добротой и мужественной доблестью.

Знаменитое место в монологе Всеволода похвала курянам отважным воинам.

В XII веке Курс был пограничным городом. Опасность нападения врагов возникала внезапно. Как показывают археологические раскопки, там некогда располагались сторожевые посты, куряне действительно не знали поражения и не пускали степняков к городу. Метафорическая похвала Всеволода нисколько не гиперболизировала боевые свойства курян.

В решительной схватке предстаёт Всеволод перед нами в облике храброго воина, в первом ряду сражающегося. Пускает он во врагов стрелы, гремит по вражеским шлемам мечом, куда он, увенчанный золотым шлемом, не поскачет, словно всюду лежат вражеские головы. Он не замечает ран, забыл о чести и жизни, об отцовском златом престоле, о своей милой жене Глебовне, о её любви и ласке. Недаром упоминается жена Всеволода это символ мира.

После «златого слова» Святослава Киевского, где Игоря и Всеволода упрекает киевский князь за выступление необдуманного против степи, которое было предпринято без его старшего согласия. После этого упрёка имя Всеволода исчезает, его роль храброго рыцаря художественно исчерпана. Этот образ показал трогательную любовь братьев, воинов – содругов. Всеволод называет Игоря «свет светлый», сражался доблестно под его знамёнами. И Игорь опадает в плен, пытаясь спасти Всеволода. В дружбе братьев автор видел идеал. Ведь именно дружбы и согласия не хватало на тогдашней Русской земле, жестоко страдавшей от распрей: сын шёл войной на отца, брат – на брата. Если бы так любили друг друга, как Игорь и Всеволод, то не посмели бы приходить степняки с грабежами. Автор вложил в образ Всеволода – князя- воина - не только привычное понятие о силе и доблести, но и образ-символ братской любви. А идея согласия – одна из основных идей древнерусской литературы, столетиями вдохновлявшая народ, внушавшая веру в возможность преодолеть рознь, добиться национального единства.

Фольклорные мотивы:

Сам Всеволод напоминает народного богатыря, когда он прыщет на врагов стрелами, гремит об их шлемы мечами харалужными. Подобно Илье Муромцу, Всеволод сражается с воинами. Подобно тому, как в былинах богатырь соединяет в себе все свойства русского войска, в «Слове» на князей переносятся характеристики и подвиги их дружины. Позднее собирательный образ богатыря стал отсутствовать в былинах XVII- XX в., т.е. богатырь уже один без войска. Буй-тур Всеволод действует не один, а с помощью дружины, в былине же Илья действует один.

Рыцарская эмблема: бык, обладающий сказочной силой (слайд №16).

Сообщение 3-й группы (слайды №№17-18).

Вопросы к 3-й группе:

  • Почему Святослав Киевский назван в произведении отцом Игоря и Всеволода?
  • Почему сон «Слова» назван «вещим»? В чём заключается символический смысл выражений «чёрной паполомою», «на кровати тисовой», «синее вино», «крупным жемчугом», «доски без князька», «вороны граяли»?
  • Почему речь Святослава Киевского, обращённая к русским князьям, - «золотое слово»?
  • Какие князья упомянуты в нём?
  • Какое значение имеет «золотое слово» Святослава в идейном звучании памятника, в историческом контексте своей эпохи?
  • Рыцарская эмблема…
  • Сочинение про героя.

Автор именует героя «Святослав», грозный великий киевский». Историки отмечают, что Святослава поэт рисует князя во всем блеске парадного величия. Он называет Святослава отцом Игоря и Всеволода, хотя киевский князь был им на самом деле двоюродным братом. За Киевом стояли века исторической славы. Святослав Всеволодович Киевский по отношению к младшим князьям – глава, сеньор, отец.

Сон Святослава, который он видел в Киеве на Горах, самая мистическая часть поэмы, густонасыщенная символическими тропами. Сны – по целой веренице знаков и символов – почитались надёжным средством узнавания тайн. Ведь в пору сна - так было принято считать – душа, покидая тело, блуждала в ином мире, недоступном разуму. Святослав с глубокой серьёзностью рассказывает боярам, что он видел во сне: синее вино, жемчуг – предвестники несчастья. Златоверхий терем увидел без конька, т.е. без верхнего бревна – матицы, примета, сулившая смерть. В деревнях, чтобы облегчить кончину человека, приподнимали матицу его дома. Крик воронов – также предвестник несчастья.

Святослав, выслушав бояр - мужей, как и подобает старейшему, произносит «златое слово», укоряет Игоря и Всеволода, которые поторопились Половецкой земле досаждать мечами. После этого раздаётся призыв вновь прозвенеть прадедовской славой, дружно выступить против общего врага. За словами Святослава светится неотступно авторская мысль о желанном единстве, без которого дальнейшая жизнь просто невозможна и немыслима. Образ Святослава – героическая попытка художника повлиять на ход истории, спасти страну, воздействовать словом на тех, кто имел власть. Образ Святослава Киевского можно сравнить с образом повествователем в «Поучении» Владимира Мономаха. Святослав обликом напоминает патриарха.

Рыцарская эмблема: серебряные седины – аллегория мудрости Святослава Киевского.

Сообщение 4-й группы

Звучит из оперы «Плач Ярославны», нужно узнать персонажа поэмы. Прочитать сочинение о Ярославне.

 Вопросы к 4-й группе (слайд №19).

  • Какое место занимает в сюжетно - композиционной системе «Слова» плач Ярославны?
  • Как автор произведения использует устно-поэтическую традицию в создании образа жены князя Игоря?
  • Особенности изображения «войны» - «мира» в этом фрагменте «Слова».
  • Как образ Ярославны связан с другими образами произведения (князем Игоря, русскими жёнами, русской природой, Русской земли).
  • Сочинение о Ярославне.
  • Рисунки, посвящённые Ярославне (слайды №№20-21).

Совсем другую особую группу составляют женские образы «Слова». Все они овеяны мыслью о мире, о семье, о доме, проникнуты нежностью и лаской, ярко народным началом. В них воплощена печаль и забота родины о своих воинах. Народнопесенный характер носит и плач Ярославны – юной жены Игоря. Замечательно, что Ярославна оплакивает не только пленение своего мужа, она скорбит обо всех павших русских воинах. Противопоставление войны и мира, воплощённого в образе русских женщин, особенно ярко в лирическом обращении автора «Слова» к Всеволоду Буй-Туру, напоминая о жене его. С Ярославной не может даже тягаться Игорь. О ней охотнее всего пишут поэмы, её изображают живописцы, она вдохновляет поколения композиторов. Для читателей - героиня любимая. Ярославну нельзя не любить. Её речь, обращённая к природным силам, по литературной форме – плач - заклинание, рождённое поэтической силой славян, столетиями поклонявшихся солнцу. Всё в мифическом разговоре Ярославны со стихиями от устного творчества: и обращения, и вопросы, и просьбы, и причитания.

Ярославна хочет полететь кукушкою по Дунаю, омочить рукав в Каяле - реке, чтобы исцелить им кровавые раны Игоря. Дунай от Путивля далёк. Дунай – это река детства, на ней сидел отец её, Осмомысл Галицкий. Этот мотив тоже распространён в фольклоре. В пору Вов известная Владимировская сказительница Елена Васильевна Волкова мечтала, что, сыскав раненых сыновей, она «волосами своими оттёрла бы их».

Автор вложил в уста Ярославны обращения – заклинания к ветру, реке и солнцу.

У Ярославны были основания упрекать Ветер в том, что он метал вражеские стрелы на войска Игоря. К Днепру Ярославна обращается почтительно. Солнце было губительным для Игоря, ведь в третьем дневном бою дружины Игоря и Всеволода перенесли невыносимую жару, не было воды.

Язычество веками жило верой в силу вещего слова. Вся природа была живым существом, и надо было найти нужное слово. Христианство потеснило, но не уничтожило язычество. Народ соблюдал христианские обряды: ходил в церкви, молился, но вера предков не могла исчезнуть сразу, жившая столетиями.

Это не просто монолог, монодрама, произведение с одним действующим лицом. Сразу после того, как Ярославна произносит все заповедные обращения, всё меняется в мире. Ярославна взмолилась о помощи и словом воздействовала на судьбу – Игорь бежал из плена.

Ещё Островскому, когда писал весеннюю сказку «Снегурочка», пришлось наблюдать, как крестьяне ходят в Ярилину долину и приветствуют появление солнца радостными криками. То легко понять, как сильно было язычество во времена Игоря и Ярославны.

Сообщение 5-й группы (слайд №22).

Вопросы к 5-й группе:

  • Сквозные образы в «Слове».
  • Фольклорные мотивы этих персонажей.

Осмомысл Галицкий – отец Ярославны. Никто из князей не удостоился такой парадной, пышной, торжественной характеристики, как могущественный властитель богатого Галицкого княжества, находившего в Прикарпатье.

Другой известнейший герой произведения – Всеслав Полоцкий. Автор вспоминает давно жившего князя для того, чтобы сказать его потомкам о судьбе их деда. Рассказывается своего рода новелла-притча. Всеслав Полоцкий в народной памяти слыл чародеем. В «Слове…» он действует не только как князь, но и как сказочный оборотень, умевший превращаться в зверя.

Фёдор Буслаев сопоставляет Всеслава с образом старинных сказок – Китоврасом, который днём царствует над людьми, а ночью обращается зверьём Китоврасом и царствует над зверьми. Его оборотничество стало вечным достоянием фольклора. Обвинительный приговор ему объявляется не за чародейство – ведь и рождён он был чародеем - от судьбы не уйти невозможно. Кара постигает хитрого за то, что участвует в княжеских распрях.

Автор не скрывает отрицательного отношения к деду Святослава Киевского, Олегу Святославичу, который именуется Гориставичем. Он был виновником многих междоусобиц и своё прозвище - кличку вполне заслужил.

Автор - превосходный знаток степняков, их быта и обычаев. Лаконичными, но выразительными штрихами запечатлён Овлур – восточный «положительный» герой поэмы. Высказывается предположение, что Овлур был родом из Кавказа и находился в плену так же, как и Игорь. Как степняк мог решиться на это: ведь бегством он обрекал семью и весь род на гибель и истребление – таков был обычай.

Другие половцы в поэме действуют не как экзотические герои. Они враждебны русским воинам, они язычники, поганые, но они люди.

Фольклорные мотивы:

Богатыря напоминает и Всеволод Буй-Тур и Осмомысл Ярослав, когда бросает тяжести за облака. Встречаются и фольклорные эпитеты (чистое поле, серые волки, острые мечи, синее море и т.д.). Автор «Слова» творит в формах народной поэзии потому, что сам он близок к народу.

Сообщение 6-й группы (слайд №23). (Звучит отрывок из оперы, посвящённый Бояну, задание: угадать персонажа).

Вопросы 6-й группе:

  • Что известно о Бояне и героях его произведений из текста «Слова»? Почему автор обращается к поэтическому наследию Бояна и как использует эту традицию?
  • Каковы функции вступления в «Слове», и его роль в общем идейно-художественном замысле произведения?

Особняком в «Слове» стоит образ певца – поэта Баяна. Отношение к нему автора сложное и противоречивое. При всём своём уважении к славе и величию Бояна, автор относится к нему с лёгкой иронией, подчёркивая непреемленность для себя его «старых словес».

Этот образ нужен автору для того, чтобы подчеркнуть собственное следование «былинам сего времени» – действительным событиям. Он нужен автору, чтобы указать на правдивость своего произведения; в нём отчасти выразился отказ от традиционного восхваления князей.

Автор относился к князьям и Бояну не отрицательно и не положительно. Но его произведение не «слава», «не хвала», князьям, хотя сам он следует традициям хвалебной поэзии Баяна. (Рисунок учащегося – слайд №24)

IV. Подведение итога:

В «Слове» мы пронаблюдали необыкновенную чуткость автора к человеческому страданию, его большое и умное сердце не могли не привлечь его к народному горю – к бедствиям трудового русского населения. Благодаря народности и гуманизму произведения «Слово о полку Игореве» живёт и для нас, продолжает волновать нас до сих пор.

V. Домашнее задание:

На следующем уроке мы проанализируем жанр «Слова», поговорим об образе Русской земли, о жизни «Слова» в литературе нового времени. Позанимаемся творческой работой: поищем мотивы «Слова» в произведениях русской литературы (стихи в учебнике).



Презентация к уроку:

http://slovesnik.3dn.ru/load/prezentacii_po_russkoj_literature/drevnerusskaja_literatura/geroi_slova_o_polku_igoreve_i_pozicija_avtora_skvoznye_obrazy_vyjavlenie_folklornykh_motivov/6-1-0-66


Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (18.12.2011)
Просмотров: 4864 | Теги: открытый урок, скачать, конспект урока, презентация powerpoint, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0