Цели и задачи: обобщить содержание произведения,
проработать характеристики героев, позицию автора, выявить лиризм
повествования и фольклорные мотивы в тексте; развивать умение писать
конспекты по критической литературе, речь, память, мышление, умение
выразительно читать наизусть; формировать эстетические взгляды и вкусы;
воспитывать любовь и интерес к древнерусской литературе. (Слайд №2)
Оборудование:
Иллюстрации героев Голикова, грамзапись оперы Бородина «Слово о полку Игореве», эпиграфы (Слайд №3):
«Слово о полку Игореве» отмечено
печатью особой человечности,
особенно внимательного отношения
к человеческой личности…
Автор «Слова» с исключительной внимательностью
проникает в душевные переживания своих героев.
Д.С. Лихачёв
«Слово о полку Игореве». Неизвестно даже его имя.
Но мир его души мы знаем хорошо,
потому что он явлен нам в великой поэме…
В «Слове» заключена внутренняя история человека,
его взгляд на самого себя и природу.
А. Афанасьев
Форма: урок-семинар с элементами комментированного чтения (Слайд №4).
Виды деятельности: комментированное чтение, выявление фольклорных мотивов, выразительное чтение наизусть, составление таблицы-схемы (Слайд №5).
План урока:
I. Вступительное слово.
II. Проблемная ситуация.
Какие герои в «Слове о полку Игореве»? Попробуем составить
характеристики персонажей великого произведения и выявить фольклорные
мотивы в поэме. Это и будут проблемные вопросы нашего урока.
Разрешите начать нашу дискуссию с высказывания Д.С. Лихачева А. Афанасьева (чтение эпиграфов, Слайды №№6-7).
III. Проверка домашнего задания (Слайд №8). Выслушивание докладов.
1-я группа: Образ Игоря, позиция автора. (Слайд №9)
Вопросы к 1-й группе:
- Каково отношение автора к князю Игорю?
- Каким является главный принцип изображения героя?
- Какова роль солнечной символики в раскрытии образа Игоря?
- Специфика представлений древнерусского писателя о судьбе человека?
- В каком произведении вы уже встречали не подчинение героя судьбе и наказание его за неверие? (А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»).
- Найти фольклорные мотивы в эпизодах, связанных с образом Игоря.
- Какой бы вы нарисовали герб, посвящённый князю Игорю? Нарисуйте его.
Отношение автора «Слова» к русским князьям двойственное. Он видит в
них представителей Руси, они или сочувствует, гордясь их успехами и
скорбя об их неудачах.
Однако вместе с тем автор «Слова» с осуждением говорит об их
эгоистической узко местной политике и раздорах. По существу весь
рассказ в «Слове» о походе Игоря выдержан в этих чертах его
характеристики Святославом: храбрый, но безрассудный Игорь идёт в
поход, несмотря на то, что поход этот с самого начала обречён на
неуспех. Он идёт, несмотря на все неблагоприятные «знамения». Основным
побуждением его при этом является стремление к личной славе. Ничего не
останавливает Игоря на его роковом пути.
Тем самым на первый план в «Слове» выступает общее и историческое над индивидуальным и временным. Игорь Святославич – сын
эпохи. Это «средний князь» своего времени: храбрый, мужественный, в
известной мере любящий родину, но безрассудный и недальновидный,
заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины. Ради личной славы
Игорь готов был положить тысячи жизней русичей, и при этом мнил себя
защитником земли Русской. В его незрелом политическом сознании
государственные интересы отождествлялись с личными и родовыми. Таков был
его патриотизм. Политическая ограниченность Игоря усугублялась его
духовным невежеством – маловерным небрежением к земной и
небесной иерархии власти. Именно тут лежали основные причины Каяльской
трагедии. Великая беда Руси в том, что если высший Бог и другие Боги не
будут почитаться князьями, то без их помощи всю Русь ожидает бедствие,
подобное Каяльской трагедии. Где же выход из порочного круга
междоусобиц? Прислушаемся к голосам Ярославны и Игоря. Именно к светлым
небесным силам обращается Ярославна с мольбой о милосердии. В ответ
солнце указывает Игорю в ночи направление побега из плена.
Следовательно, первый завет самоспасения Руси – в сердечном
устремлении к помощи Высших Светлых Сил. От всех потрясений и
переживаний душа Игоря преобразились, в его сердце ожили чувства веры,
справедливости, благодарности к Высшим Силам за помощь в удачном побеге
из плена. Исповедальная речь Игоря, обращённая к Донцу, символически
обозначает пересмотр его духовно-политических взглядов. Следовательно,
второй завет самоспасения Руси – в осознании князьями
необходимости светлого преображения своих душ. Третий завет поэт
высказывает непосредственно от своего имени. Князь Игорь, наконец,
осознал и эту истину, осознал абсолютную неотложность единства русских
сил в борьбе со степью. Следовательно, князь Игорь – самый главный князь, рассказав судьбу Игоря, автор смог передать все три завета самоспасения Руси.
Три завета спасения Руси (Слайд № 10)
1-й завет |
2-й завет |
3-й завет |
Вера в Светлые небесные силы |
Светлое преображение души |
Объединение князей и подчинение князю Киевскому |
Недаром названа поэма полком Игоря, а не именами других князей.
Звучит Ария Игоря из оперы Бородина. Задание: Какой персонаж из поэмы
исполняет эту Арию? Что вам помогло узнать? Какое сочинение написали под
эту арию? Какой вам представляется Игорь в этой опере? (Учащиеся читают отрывки из сочинений).
Фольклорные мотивы в поэме: (иллюстрации к образу Игоря: слайды №№10-12)
«Слово» отнюдь не произведение устного народного творчества, но оно
очень близко к нему по своей идейной сущности и стилистическому строю.
«Слово» насыщено образами народной поэзии: тут и деревья,
приклоняющиеся до земли от горя, тут и никнущая от жалости трава, и
сравнение битвы с пиром, с жатвой. (Учащиеся приводят свои примеры).
Сказочное бегство Игоря, который обернулся соколом, это и диалог
Игоря с Донцом, это и помощь природы в бегстве из плена героя: указ
пути Северного Сияния, укрывала Игоря и теплыми туманами, птицы
доносили Игорю о половцах.
А зловещее затмение? То есть природа пыталась предупредить Игоря. Но
князь говорит речь, употребляя привычные «дружинные» термины той поры
«сесть на коней» (означало выступить в поход), «преломить копьё» (лично
вступить в схватку в начале битве). Также Игорь применяет и военную
символику: испить шлемом из какой-нибудь реки (означало одержать победу
на этой реке). Божество восточных славян стремится криком предупредить
о поражении. Плачь по русской земле – все тронуты, сочувствуют игореву войску после поражения. Автор упоминает реку Карну и Желю –
русские погребальные боги. Плач русских жён выдержан в традиции
русских народных плачей. В побеге дятлы своим стуком указывают Игорю
путь к рекам, где он мог спрятаться от половцев.
Герб Игорю (Рисунки учащихся – слайды №№13-14).
Игорь уподобляется соколу, так как автор постоянно сравнивает его с этой птицей. Сокол – это молодость, зоркость, быстрота, смелость. В рыцарской эмблеме можно добавить меч и копьё.
Сообщение 2-й группы (слайд №15).
Но перед этим звучит отрывок из оперы (ария Всеволода). Задание: узнайте персонажа. Прочитайте сочинение про него.
Вопросы для 2-й группы:
- Почему Всеволод назван в «Слове» «Буй туром»?
- Как проявляется эпическое начало в создании его образа?
- Речь Всеволода как образец военного ораторского искусства.
- Как связаны образы Всеволода и Игоря в «Слове».
- Зачем автор ввёл этот образ?
- Фольклорные мотивы в создании этого образа.
- Рыцарская эмблема Всеволода. Сочинение о Всеволоде.
Обратимся к словарю Даля и рассмотрим значение слов буйла, буйный, тур.
БУЙЛА, буйло, буйвол м. буйволица ж. турецкий,
азиятский бык и корова, Bosbubalus, черный, малошерстый, плоскорогий. |
Сиб. тибетский бык, горбатый, с конским хвостом, китайский буйла, як,
кутас. | Буйло ниж. и др. лось, сохатый, изредка попадающийся, как
захожий, загнанный туда; название ошибочное. Буйловый, буйволовый или
буйволиный, к нему относящийся. Буйволина, буйволятина ж. буйловая
говядина. Буйволенок м. буйволята мн. буйловое теля, теленок.
БУЙНЫЙ, сокращ. буй, смелый, храбрый, дерзкий;
самонадеянный, кичливый, шумливый; бушующий, беспокойный, забиячливый,
бурливый; могучий, одолевающий; склонный к самоуправству, насилию,
обидам. Буйный ум, кичливый, возносящийся выше пределов своих. Буйный
народ, самовольный; буй воевода, храбрый; буен во хмелю, буянит, шумит.
Буйная голова, беспокойная; в сказках и песнях горькая, горемычная,
бесприютная. Некуда приклонить буйной головушки. Расчесали буйну
голову, заплели русу косу, о невесте. Честное слово и буйну голову
смиряет. В древнем: буйтур, храбрый и ярый, будто соединены названия
двух видов быка: буйлы и тура.
ТУР м. - ТУР м. стар. дикий бык, ныне зубр,
уцелевший у нас только в Беловежской пуще (гроднинск.) и за Кавказом;
встарь он водился почти повсеместно и нередко поминается в летописях.
Храбр бо бе, яко и тур; Буй тур Всеволод; также в духовной Мономаха. В
самом его имени – необузданная сила и мощь. Тур – дикий бык,
излюбленный персонаж народной поэзии, откуда он как символ мужества,
видимо, и попал на страницы древнерусских воинских повестей. В
Ипатьевской летописи князь Роман Мстиславович характеризуется – «яко
туръ».
В начале создания образа Всеволода звучит ласковая речь и
предводителю похода: «один братъ, один светъ светлый ты, Игорю…». Здесь
звучат и нежность, и родственная гордость, и понимание общих
интересов. Характеристика Всеволода автором полностью совпадает с
описанием князя в Ипатьевской летописи, где говорится о том, что в
Ольговичах всех он был удалее, отличался добротой и мужественной
доблестью.
Знаменитое место в монологе Всеволода – похвала курянам – отважным воинам.
В XII веке Курс был пограничным городом. Опасность нападения врагов
возникала внезапно. Как показывают археологические раскопки, там
некогда располагались сторожевые посты, куряне действительно не знали
поражения и не пускали степняков к городу. Метафорическая похвала
Всеволода нисколько не гиперболизировала боевые свойства курян.
В решительной схватке предстаёт Всеволод перед нами в облике
храброго воина, в первом ряду сражающегося. Пускает он во врагов
стрелы, гремит по вражеским шлемам мечом, куда он, увенчанный золотым
шлемом, не поскачет, словно всюду лежат вражеские головы. Он не
замечает ран, забыл о чести и жизни, об отцовском златом престоле, о
своей милой жене – Глебовне, о её любви и ласке. Недаром упоминается жена Всеволода – это символ мира.
После «златого слова» Святослава Киевского, где Игоря и Всеволода
упрекает киевский князь за выступление необдуманного против степи,
которое было предпринято без его старшего согласия. После этого упрёка
имя Всеволода исчезает, его роль – храброго рыцаря –
художественно исчерпана. Этот образ показал трогательную любовь
братьев, воинов – содругов. Всеволод называет Игоря «свет светлый»,
сражался доблестно под его знамёнами. И Игорь опадает в плен, пытаясь
спасти Всеволода. В дружбе братьев автор видел идеал. Ведь именно
дружбы и согласия не хватало на тогдашней Русской земле, жестоко
страдавшей от распрей: сын шёл войной на отца, брат – на брата. Если бы
так любили друг друга, как Игорь и Всеволод, то не посмели бы
приходить степняки с грабежами. Автор вложил в образ Всеволода – князя-
воина - не только привычное понятие о силе и доблести, но и
образ-символ братской любви. А идея согласия – одна из основных идей
древнерусской литературы, столетиями вдохновлявшая народ, внушавшая
веру в возможность преодолеть рознь, добиться национального единства.
Фольклорные мотивы:
Сам Всеволод напоминает народного богатыря, когда он прыщет на
врагов стрелами, гремит об их шлемы мечами харалужными. Подобно Илье
Муромцу, Всеволод сражается с воинами. Подобно тому, как в былинах
богатырь соединяет в себе все свойства русского войска, в «Слове» на
князей переносятся характеристики и подвиги их дружины. Позднее
собирательный образ богатыря стал отсутствовать в былинах XVII- XX в.,
т.е. богатырь уже один без войска. Буй-тур Всеволод действует не один, а
с помощью дружины, в былине же Илья действует один.
Рыцарская эмблема: бык, обладающий сказочной силой (слайд №16).
Сообщение 3-й группы (слайды №№17-18).
Вопросы к 3-й группе:
- Почему Святослав Киевский назван в произведении отцом Игоря и Всеволода?
- Почему сон «Слова» назван «вещим»? В чём заключается
символический смысл выражений «чёрной паполомою», «на кровати тисовой»,
«синее вино», «крупным жемчугом», «доски без князька», «вороны граяли»?
- Почему речь Святослава Киевского, обращённая к русским князьям, - «золотое слово»?
- Какие князья упомянуты в нём?
- Какое значение имеет «золотое слово» Святослава в идейном звучании памятника, в историческом контексте своей эпохи?
- Рыцарская эмблема…
- Сочинение про героя.
Автор именует героя «Святослав», грозный великий киевский». Историки
отмечают, что Святослава поэт рисует князя во всем блеске парадного
величия. Он называет Святослава отцом Игоря и Всеволода, хотя киевский
князь был им на самом деле двоюродным братом. За Киевом стояли века
исторической славы. Святослав Всеволодович Киевский по отношению к
младшим князьям – глава, сеньор, отец.
Сон Святослава, который он видел в Киеве на Горах, самая мистическая
часть поэмы, густонасыщенная символическими тропами. Сны – по целой
веренице знаков и символов – почитались надёжным средством узнавания
тайн. Ведь в пору сна - так было принято считать – душа, покидая тело,
блуждала в ином мире, недоступном разуму. Святослав с глубокой
серьёзностью рассказывает боярам, что он видел во сне: синее вино,
жемчуг – предвестники несчастья. Златоверхий терем увидел без конька,
т.е. без верхнего бревна – матицы, примета, сулившая смерть. В
деревнях, чтобы облегчить кончину человека, приподнимали матицу его
дома. Крик воронов – также предвестник несчастья.
Святослав, выслушав бояр - мужей, как и подобает старейшему,
произносит «златое слово», укоряет Игоря и Всеволода, которые
поторопились Половецкой земле досаждать мечами. После этого раздаётся
призыв вновь прозвенеть прадедовской славой, дружно выступить против
общего врага. За словами Святослава светится неотступно авторская мысль
о желанном единстве, без которого дальнейшая жизнь просто невозможна и
немыслима. Образ Святослава – героическая попытка художника повлиять
на ход истории, спасти страну, воздействовать словом на тех, кто имел
власть. Образ Святослава Киевского можно сравнить с образом
повествователем в «Поучении» Владимира Мономаха. Святослав обликом
напоминает патриарха.
Рыцарская эмблема: серебряные седины – аллегория мудрости Святослава Киевского.
Сообщение 4-й группы
Звучит из оперы «Плач Ярославны», нужно узнать персонажа поэмы. Прочитать сочинение о Ярославне.
Вопросы к 4-й группе (слайд №19).
- Какое место занимает в сюжетно - композиционной системе «Слова» плач Ярославны?
- Как автор произведения использует устно-поэтическую традицию в создании образа жены князя Игоря?
- Особенности изображения «войны» - «мира» в этом фрагменте «Слова».
- Как образ Ярославны связан с другими образами произведения (князем Игоря, русскими жёнами, русской природой, Русской земли).
- Сочинение о Ярославне.
- Рисунки, посвящённые Ярославне (слайды №№20-21).
Совсем другую особую группу составляют женские образы «Слова». Все
они овеяны мыслью о мире, о семье, о доме, проникнуты нежностью и
лаской, ярко народным началом. В них воплощена печаль и забота родины о
своих воинах. Народнопесенный характер носит и плач Ярославны – юной
жены Игоря. Замечательно, что Ярославна оплакивает не только пленение
своего мужа, она скорбит обо всех павших русских воинах.
Противопоставление войны и мира, воплощённого в образе русских женщин,
особенно ярко в лирическом обращении автора «Слова» к Всеволоду
Буй-Туру, напоминая о жене его. С Ярославной не может даже тягаться
Игорь. О ней охотнее всего пишут поэмы, её изображают живописцы, она
вдохновляет поколения композиторов. Для читателей - героиня любимая.
Ярославну нельзя не любить. Её речь, обращённая к природным силам, по
литературной форме – плач - заклинание, рождённое поэтической силой
славян, столетиями поклонявшихся солнцу. Всё в мифическом разговоре
Ярославны со стихиями от устного творчества: и обращения, и вопросы, и
просьбы, и причитания.
Ярославна хочет полететь кукушкою по Дунаю, омочить рукав в Каяле -
реке, чтобы исцелить им кровавые раны Игоря. Дунай от Путивля далёк.
Дунай – это река детства, на ней сидел отец её, Осмомысл Галицкий. Этот
мотив тоже распространён в фольклоре. В пору Вов известная
Владимировская сказительница Елена Васильевна Волкова мечтала, что,
сыскав раненых сыновей, она «волосами своими оттёрла бы их».
Автор вложил в уста Ярославны обращения – заклинания к ветру, реке и солнцу.
У Ярославны были основания упрекать Ветер в том, что он метал
вражеские стрелы на войска Игоря. К Днепру Ярославна обращается
почтительно. Солнце было губительным для Игоря, ведь в третьем дневном
бою дружины Игоря и Всеволода перенесли невыносимую жару, не было воды.
Язычество веками жило верой в силу вещего слова. Вся природа была
живым существом, и надо было найти нужное слово. Христианство
потеснило, но не уничтожило язычество. Народ соблюдал христианские
обряды: ходил в церкви, молился, но вера предков не могла исчезнуть
сразу, жившая столетиями.
Это не просто монолог, монодрама, произведение с одним действующим
лицом. Сразу после того, как Ярославна произносит все заповедные
обращения, всё меняется в мире. Ярославна взмолилась о помощи и словом
воздействовала на судьбу – Игорь бежал из плена.
Ещё Островскому, когда писал весеннюю сказку «Снегурочка», пришлось
наблюдать, как крестьяне ходят в Ярилину долину и приветствуют
появление солнца радостными криками. То легко понять, как сильно было
язычество во времена Игоря и Ярославны.
Сообщение 5-й группы (слайд №22).
Вопросы к 5-й группе:
- Сквозные образы в «Слове».
- Фольклорные мотивы этих персонажей.
Осмомысл Галицкий – отец Ярославны. Никто из князей
не удостоился такой парадной, пышной, торжественной характеристики,
как могущественный властитель богатого Галицкого княжества, находившего
в Прикарпатье.
Другой известнейший герой произведения – Всеслав Полоцкий.
Автор вспоминает давно жившего князя для того, чтобы сказать его
потомкам о судьбе их деда. Рассказывается своего рода новелла-притча.
Всеслав Полоцкий в народной памяти слыл чародеем. В «Слове…» он
действует не только как князь, но и как сказочный оборотень, умевший
превращаться в зверя.
Фёдор Буслаев сопоставляет Всеслава с образом старинных сказок –
Китоврасом, который днём царствует над людьми, а ночью обращается
зверьём Китоврасом и царствует над зверьми. Его оборотничество стало
вечным достоянием фольклора. Обвинительный приговор ему объявляется не
за чародейство – ведь и рождён он был чародеем - от судьбы не уйти
невозможно. Кара постигает хитрого за то, что участвует в княжеских
распрях.
Автор не скрывает отрицательного отношения к деду Святослава Киевского, Олегу Святославичу, который именуется Гориставичем. Он был виновником многих междоусобиц и своё прозвище - кличку вполне заслужил.
Автор - превосходный знаток степняков, их быта и обычаев.
Лаконичными, но выразительными штрихами запечатлён Овлур – восточный
«положительный» герой поэмы. Высказывается предположение, что Овлур был
родом из Кавказа и находился в плену так же, как и Игорь. Как степняк
мог решиться на это: ведь бегством он обрекал семью и весь род на
гибель и истребление – таков был обычай.
Другие половцы в поэме действуют не как экзотические герои. Они враждебны русским воинам, они язычники, поганые, но они люди.
Фольклорные мотивы:
Богатыря напоминает и Всеволод Буй-Тур и Осмомысл Ярослав, когда
бросает тяжести за облака. Встречаются и фольклорные эпитеты (чистое
поле, серые волки, острые мечи, синее море и т.д.). Автор «Слова»
творит в формах народной поэзии потому, что сам он близок к народу.
Сообщение 6-й группы (слайд №23). (Звучит отрывок из оперы, посвящённый Бояну, задание: угадать персонажа).
Вопросы 6-й группе:
- Что известно о Бояне и героях его произведений из текста «Слова»?
Почему автор обращается к поэтическому наследию Бояна и как использует
эту традицию?
- Каковы функции вступления в «Слове», и его роль в общем идейно-художественном замысле произведения?
Особняком в «Слове» стоит образ певца – поэта Баяна. Отношение к
нему автора сложное и противоречивое. При всём своём уважении к славе и
величию Бояна, автор относится к нему с лёгкой иронией, подчёркивая
непреемленность для себя его «старых словес».
Этот образ нужен автору для того, чтобы подчеркнуть собственное
следование «былинам сего времени» – действительным событиям. Он нужен
автору, чтобы указать на правдивость своего произведения; в нём отчасти
выразился отказ от традиционного восхваления князей.
Автор относился к князьям и Бояну не отрицательно и не положительно.
Но его произведение не «слава», «не хвала», князьям, хотя сам он
следует традициям хвалебной поэзии Баяна. (Рисунок учащегося – слайд №24)
IV. Подведение итога:
В «Слове» мы пронаблюдали необыкновенную чуткость автора к
человеческому страданию, его большое и умное сердце не могли не привлечь
его к народному горю – к бедствиям трудового русского населения. Благодаря народности и гуманизму произведения «Слово о полку Игореве» живёт и для нас, продолжает волновать нас до сих пор.
V. Домашнее задание:
На следующем уроке мы проанализируем жанр «Слова», поговорим об
образе Русской земли, о жизни «Слова» в литературе нового времени.
Позанимаемся творческой работой: поищем мотивы «Слова» в произведениях
русской литературы (стихи в учебнике).
Презентация к уроку:
http://slovesnik.3dn.ru/load/prezentacii_po_russkoj_literature/drevnerusskaja_literatura/geroi_slova_o_polku_igoreve_i_pozicija_avtora_skvoznye_obrazy_vyjavlenie_folklornykh_motivov/6-1-0-66
|