«Кузина Бетта» — это еще и воплощение
многочисленных унижений тех, кого Бальзак называл «бедными
родственниками». Он и сам не раз подвергался таким унижениям, поскольку
тоже был бедным родственником.
Бальзак говорил, что прототипом
Элизабет Фишер, кузины Бетты, послужила его собственная мать. В 1828
году госпожа Бернар-Франсуа де Бальзак заставила своего сына пойти на
безумные спекуляции. Элизабет поощряет Юло, когда тот бросает деньги на
ветер, обустраивая жилище Валери Марнеф. Госпожа Бернар-Франсуа де
Бальзак требовала, чтобы ее сын немедленно вернул ей свои долги. Точно
так же Элизабет хочет посадить в тюрьму скульптора Стейнбока, который
задолжал ей деньги и который к тому же отказывался жениться на ней.
Элизабет, переодевшаяся в нищенку, это госпожа Бернар-Франсуа де
Бальзак, пришедшая к сыну просить «кусок хлеба».
Но создавая образ Элизабет, Бальзак
передал и собственное унижение, которое испытал у маркизы де Кастри, а
затем, совсем недавно — в Дрездене, подле Евы, в некоторых семействах…
Он знал, какими чувствами переполнено израненное сердце. И с помощью
вымышленного персонажа безнаказанно выместил свою потаенную ненависть.
Наконец, Элизабет, как говорил сам Бальзак, это Марселина
Деборд-Вальмор. Именно она в 1840 году свела с Бальзаком Луизу де
Брюньоль. 25 сентября 1840 года она писала: «Не пошевелив и пальцем, я
некоторым образом способствовала ее удовлетворению, а также
удовлетворению лица, которое взяло ее к себе». Следовательно, и она
бросила женщину в объятия Бальзака. Женщину, которая от этого только
выиграла. В 1841 году Марселина Деборд-Вальмор сочла, что «Луиза
принесла свою жизнь в жертву этому литератору». Открытая внебрачная
связь шокировала Марселину, и она запретила своей дочери Инес «ездить в
Пасси».
В 1846–1847 годах все эти проблемы
встали с особой остротой. Бальзак знал, чем обязан Луизе. В его
хаотичную жизнь она привнесла размеренность. Она была его нянькой. Она
занималась его счетами. Когда Бальзак устраивал приемы, она блестяще
справлялась с ролью хозяйки дома. В тот момент, когда Бальзак удалился
от родных, она стала его семьей.
Какое-то время Бальзак полагал, что
Ева Ганская простит ему Луизу, как Аделина смирилась с существованием
Валери Марнеф. Но Ева, «королева» и «принцесса», оказалась ревнивой,
требовательной, нетерпимой. Она не пожелала делить Бальзака с
«судомойкой».
Бальзак понимал, что если оставит у
себя экономку, потеряет Еву. Но как выгнать Луизу, которая, предвидя
грозившую ей опасность, продолжала быть нежной, очаровательной,
предупредительной, тем самым пуская в ход «неотразимое оружие женщин»?
Бальзак решил на какое-то время
прибегнуть к двойной игре. Он сделал вид, что тяготится присутствием
Луизы, и в письмах к Еве Ганской называл ее не иначе, как Карга,
«нечестивица», «негодяйка» и тому подобное. Тем не менее Карга
продолжала оставаться хранительницей очага.
Самым верным способом освободиться от
Луизы де Брюньоль было выдать ее замуж. В феврале 1844 года она
подумывала о таком варианте. Претендентом стал скульптор Карл Элшоэт
(1791–1856). Все складывалось как нельзя лучше. Но перед свадьбой
необходимо было навести сведения о женихе. Эти сведения оказались просто
ошеломляющими. Элшоэт погряз в долгах. Он также был наделен пороком,
который уничтожил в глазах общественного мнения великого Кювье, Жозефа
Линге, секретаря президиума Совета, Пьера-Франсуа Тиссо, члена Коллеж де
Франс и Французской Академии — все они, как и Юло, были любителями
девочек, которым еще не исполнилось 13 лет.
Отсюда понятно, почему в замечательной
интриге романа «Кузина Бетта», написанного в августе — ноябре 1847
года, Бальзак с таким мастерством поведал нам о тревогах, исступлении,
пороках и зависти, наполнявших его существование. Тем не менее в конце
романа звучит гимн любви, которая изничтожает все низости жизни. |