Наверное, Ева Ганская считала, что
помогает Бальзаку в творчестве, когда посылала ему лоскутки своих старых
платьев для «чистки перьев». Так оно и было. Писатель называл эти
«драгоценные черные тряпочки» напоминанием о милой Лине.
В апреле 1842 года он заперся дома и
погрузился в напряженную работу над романом «Альбер Саварус», историей
человека, потерпевшего неудачу во всех своих начинаниях. Как и сам
Бальзак, его герой легко переносит мелкие уколы судьбы, но только не
равнодушие любимой женщины: «Если я ей надоем, это разорвет мне сердце.
От одной этой мысли я страдаю больше, чем от ударов всех камней, какими в
меня бросали».
В своем новом романе Бальзак именно так и ставит вопрос: что будет, если «я ей надоем»?
Альбер Саварус — это Бальзак в начале
своей карьеры, когда он стремился к славе — сначала литературной, затем и
политической — только ради того, чтобы быть любимым.
Кабинет Альбера Саваруса удивительно
напоминает кабинет его создателя. Прямо напротив рабочего стола у него
висит картина, изображающая поместье Верховня — такую же картину
пришлось обрезать по краям, потому что в кабинете Бальзака на улице Басс
для нее не хватало места. Альбер Саварус хранит портрет своей
возлюбленной, — сам Бальзак хранил вначале копию, а затем и оригинал
портрета Ганской работы Дефингера. Благодаря этому присутствию своей «вечной супруги», озаряющему его волшебным сиянием, он чувствует, что его существование наполняется глубоким смыслом.
Альбер Саварус, подобно Бальзаку,
прежде всего — корнелевский герой, превыше всего ставящий долг. В своей
автобиографии, озаглавленной «Любовь толкает к славе», он пишет о
«необходимости добиться известности, чтобы соответствовать тому высокому
социальному положению, которое занимает его кумир». Он мечтает о
депутатском кресле, жаждет испытать свои силы в мире власти. Но чтобы
стать депутатом и набрать необходимое число голосов легитимистов,
необходимо жениться. Но разве может он жениться, если у него уже есть
«идеальная супруга» — герцогиня д’Аргайоло, чей ангельский и в то же
время неукротимый лик глядит на него с портрета? «Люди с таким
характером всегда живут под девизом — все или ничего». И Альбер Саварус
снимает свою кандидатуру с голосования.
«Вы свободны», — написала Бальзаку Ева
Ганская в письме, которое он получил 21 февраля 1842 года. «Вы даже не
представляете, сколько душевных сил убило во мне ваше письмо», —
отвечает он. Бальзак «готов ждать», он снова и снова пишет об этом Еве. В
отличие от него, Альбер Саварус смирился со своей долей. Узнав, что
герцогиня выходит замуж за герцога де Реторе, он переезжает в Трап и
становится нотариусом.
«Кто ты? — вопрошал Бальзак Еву. — Ты говоришь мне: „Вы свободны…" Для чего тебе понадобилось убивать меня?»
В ноябре 1842 года Ева Ганская
переехала в Санкт-Петербург, где рассчитывала выиграть судебный процесс
против Карла Ганского. В этом городе она свела знакомство с графом
Петром Федоровичем Балком, истинным джентльменом, бывшим любовником
мадам де Сталь и Жюльетты Рекамье. 66-летний «старик»-граф поражает
окружающих «благородством и изысканностью». И принимается ухаживать за
Евой Ганской. Неужели «Альбер Саварус» превратится в зловещее
предзнаменование?
«„Альбер Саварус" — очень мужская
книга», — отзывается Ева Ганская о романе. Бальзака удивило, почему ее
«не тронула такая сильная и самоотверженная любовь, ради которой Альбер
перечеркнул свою жизнь».
Впрочем, как выяснилось, Бальзак
несколько сгустил краски и испугался раньше времени. Ева Ганская —
отнюдь не герцогиня д’Аргайоло, она заверяет, что ждет его в
Санкт-Петербурге.
Дни бегут быстро, и вот уже на дворе
июль 1843 года. Буквально за несколько ночей Бальзак сочиняет «Онорину»,
затем пишет роман «Муза департамента», опубликованный с продолжением в
газете. В июне 1842 года Бальзак во время выборов побывал в Арси-сюр-Об.
Результатом поездки стал замысел романа «Депутат из Арси». Бальзак
намеревался создать его как политический роман, повествующий об истории
жизни Максима де Трайя — «гуляки», решившего остепениться, обзавестись
женой и сделаться заправским депутатом. Бальзак надеялся отразить в этом
полотне весь спектр политической жизни своего времени.
Этот роман должен был стать такой же
картиной политической жизни, какой в отношении культурной жизни стали
«Утраченные иллюзии», но Бальзак вскоре отказался от реализации своего
замысла.
16 ноября 1842 года он подписал
кабальный договор с банкиром из Ланьи Луи-Фортюне Локеном. За 7 тысяч
франков он обязался представить по истечении пяти месяцев рукопись трех
новых романов.
Поэтому, прежде чем собираться в дальнюю дорогу, ему следовало подумать об исполнении условий контракта. |