Суббота, 20.04.2024, 17:04


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
СТАТЬИ [18]
МЕТОДИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА [45]
ОБУЧЕНИЕ 4-М КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ "РУССКИЙ ЯЗЫК" Л. Я. ЖЕЛТОВСКОЙ [14]
НАГЛЯДНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [6]
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [26]

Главная » Файлы » РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ » МЕТОДИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Выбор комплексов формируемых интеллектуальных качеств к конкретному уроку
09.04.2012, 20:56

Выбор комплексов формируемых интеллектуальных качеств к конкретному уроку педагог осуществляет, ориентируясь на его цель и изучаемый лингвистический материал. Вместе с тем он должен исходить из этапов интеллектуального развития школьника в процессе использования им перечисленных выше упражнений с точки зрения качества этого развития.

Первый этап, условно называемый этапом первичной интеллектуальной активности, приходится на первые три четверти 1 класса и связан с эпизодическим применением учителем комплексных упражнений в процессе обучения детей грамоте.

Систематически интеллектуально-лингвистические упражнения вводятся в учебный процесс в четвертой четверти 1 класса вместе с началом обучения детей русскому языку, в силу чего этот этап можно обозначить термином этап систематической интеллектуальной активности школьника.

Во втором полугодии 2 класса процесс обучения русскому языку переходит на качественно новый уровень в связи со значительным усложнением самих комплексов, достигаемым за счет предъявления более высоких требований функционального характера к интеллектуальным качествам школьника (в чем это конкретно выражается, см. ниже). Все это означает начало третьего этапа – этапа интенсивной интеллектуальной активности школьника, который продолжается до конца обучения в начальной школе.

Упражнения, используемые на каждом из трех перечисленных выше этапов, различаются не только степенью сложности, но и тем набором формируемых интеллектуальных качеств школьника, которые выдвигаются на первый план на том или ином этапе. В формируемом комплексе они делятся на основные и сопутствующие. К числу основных относятся три первых качества из числа обозначенных в перечислении к данному комплексу. Это деление носит условный характер. Оно не отражает степень важности перечисленных в формируемом комплексе интеллектуальных качеств, а лишь указывает на формирование каких из них в первую очередь направлено то или иное упражнение, и служит ориентиром в действиях учителя. Мы исходим из того, что последний должен иметь четкое представление о том, какие именно интеллектуальные качества подлежат развитию на каждом году обучения, на конкретном уроке и отдельных его структурных этапах.

С учетом темы и предмета исследования рассмотрим закономерности подбора и использования комплексных и комплексно-логических упражнений на двух основных этапах их применения: систематической интеллектуальной активности и интенсивной интеллектуальной активности школьника.

Таблица 1 Распределение формируемых комплексов интеллектуально-лингвистических упражнений на этапе систематической интеллектуальной активности


Этап интенсивной интеллектуальной подготовки, занимающий большую часть времени обучения в начальной школе, имеет двуединую цель:

1) выведение на качественно новый уровень развития формировавшихся на предыдущем этапе интеллектуальных качеств школьников;

2) интенсивное развитие новых качеств интеллекта, обеспечивающих возможность осуществления сложных, глубинных мыслительных операций. Для реализации первой цели в группе комплексных упражнений на каждом году обучения данного этапа повторяются формируемые комплексы, имевшие место на предыдущем году обучения, но в усложненном варианте. Для реализации второй цели на каждом году обучения вводятся новые формируемые комплексы и, соответственно, происходит становление новых интеллектуальных качеств.

Таблица 2 Распределение формируемых комплексов на этапе интенсивной интеллектуальной деятельности



С помощью комплексных упражнений на данном этапе развиваются распределение, переключение, увеличенный объем внимания; расширенный объем зрительной, слуховой, смысловой произвольной памяти. Происходит совершенствование аналитико-синтетического мышления и активная работа над формированием абстрактного мышления. Новые формируемые комплексы, предназначенные для их развития: 15–21 (3 класс), 32–36 (4 класс). И комплексные, и комплексно-логические упражнения соответствуют двум моделям выполнения, которые могут быть обозначены следующим образом: модель выполнения на основе антиципации и модель выполнения, не предусматривающая антиципацию.

В группе комплексно-логических упражнений в 3 классе используются формируемые комплексы 22–31, с помощью которых развиваются такие качества, как умение работать с родовыми и видовыми понятиями (с употреблением соответствующих терминов), умение устанавливать последовательность подчинения понятий, находить соотношение целого предмета и его части, устанавливать причинно-следственные связи, совершенствуется умение устанавливать последовательность событий.

В 4 классе вводятся формируемые комплексы 37–50, направленные на выработку у детей представлений о равнозначных, единичных, общих, собирательных, разделительных понятиях и умение практически работать с ними. На протяжении всех лет обучения школьники овладевают умением строить суждения, умозаключения в процессе и на основе изучаемого языкового материала. Распределение формируемых комплексов на этапе интенсивной интеллектуальной деятельности дано в таблице 2.

Последовательность работы с комплексными упражнениями на данном этапе свободная. Ее определяет учитель в зависимости от цели урока и содержания учебного материала. В группе комплексно-логических упражнений соблюдается заданная выше последовательность формируемых комплексов с тем, чтобы обеспечить преемственность в овладении школьниками логическими понятиями.

Модель выполнения на основе антиципации 5. Соотношение полученного результата и предварительно составленного задания.

1. Самостоятельный анализ школьником языкового материала, составляющего содержание упражнения.

2. Самостоятельное выделение учеником условий выполнения упражнения и составление плана предстоящих действий с помощью внутренней речи.

3. Формирование учащимся вслух составленного им таким образом задания к упражнению с помощью внешней речи.

4. Выполнение учащимся упражнения в соответствии с составленным им заданием.

Модель выполнения упражнения, не предусматривающая антиципацию В зависимости от видов и количества ориентиров, используемых учащимися для предопределения содержания своей учебной деятельности, устанавливается один из двух уровней антиципации, которые характеризуют степень самостоятельности школьников в формулировании заданий к упражнениям.

На первом (менее сложном) уровне школьники предопределяют и формулируют задание, учитывая все постоянные и один из вышеперечисленных меняющихся ориентиров.

На втором (самом сложном) уровне учащиеся выполняют эту работу, используя только постоянные ориентиры (тема урока и компоновка учебного материала). Первоначально (первый, второй год обучения) школьники преимущественно предопределяют содержание своей деятельности на первом уровне с постепенным переходом на второй.

1. Ознакомление учащихся с заданием к упражнению, подготовленным и сформулированным учителем.

2. Поиск учащимися способа выполнения данного учителем задания.

3. Проверка выполнения упражнения с обязательным обоснованием учащимися полученных результатов и способов их достижения в виде самостоятельного рассуждения или умозаключения.

На каждом году обучения определенная часть (от 20 до 40 %) переводится на модель, предусматривающую антиципацию таким образом, чтобы от года к году доля упражнений этой модели в учебной деятельности школьников постоянно возрастала. Перевод выполнения упражнений с одной модели (без антиципации) на другую (с антиципацией) учитель осуществляет с учетом дидактических задач урока, степени развития учащихся, содержания учебного материала.

Учебный материал в упражнениях, предусматривающих антиципацию, составляется и оформляется таким образом, чтобы в нем присутствовали ориентиры, позволяющие школьнику, с учетом содержания подлежащего изучению материала, предопределить виды операций предстоящей ему интеллектуально-лингвистической деятельности (сравнение, группировка; определение рода, числа и т. д.). Каждое сформулированное детьми задание должно состоять либо из двух частей – интеллектуальной и языковой, либо сочетать и то и другое. В первом варианте выполнения упражнения учащиеся сначала осуществляют операции первой части, затем второй.

В качестве факторов, помогающих предопределить вид предстоящих интеллектуальных операций, могут служить две группы ориентиров: постоянные и меняющиеся. Постоянные ориентиры имеют место при составлении всех комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений. К ним относятся:

1) тема урока;

2) специфический подбор и компоновка языкового материала.

Меняющиеся ориентиры присутствуют лишь в части упражнений. К ним относятся:

1) специальным образом составленные таблицы (см. формируемые комплексы 7, 22, 23 и др.);

2) шифры (см. формируемые комплексы 3, 33 и др.);

3) условные обозначения (см. формируемые комплексы 16, 19, 20, 25, 27, 30, 47, 48 и др.);

4) образцы (см. формируемый комплекс 12 и др.).

Меняющимися ориентирами, направленными на предопределение лингвистических операций, служат пропущенные буквы, слова, словосочетания; буквы и слова, заключенные в скобках; освоенные орфограммы. Постоянный ориентир один – изучаемая на уроке тема.

Категория: МЕТОДИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА | Добавил: admin | Теги: Русский язык в начальной школе, для учителя, развивающее обучение, родной язык, уроки русского языка, методика преподавания русского язык
Просмотров: 1765 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0