Суббота, 20.04.2024, 07:01


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
СТАТЬИ [18]
МЕТОДИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА [45]
ОБУЧЕНИЕ 4-М КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ "РУССКИЙ ЯЗЫК" Л. Я. ЖЕЛТОВСКОЙ [14]
НАГЛЯДНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [6]
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [26]

Главная » Файлы » РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ » МЕТОДИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Работа по введению новых слов в активный словарь детей на основе фольклорного материала
09.04.2012, 21:43

Работа по введению новых слов в активный словарь детей на основе фольклорного материала является логическим продолжением аналогичной деятельности на первом году обучения. В следующем году расширяется ее объем, разнообразие осуществляемых на базе фольклорного материала интеллектуальных операций, повышается самостоятельность учащихся в определении смысла пословиц, поговорок и значений фразеологических оборотов. В качестве ведущего направления выделяется многоплановая аналитико-синтетическая работа. В зависимости от специфики осуществляемых в этом плане умственных операций, здесь может быть несколько групп упражнений, составляемых на основе фольклорного материала.

В первую группу входят упражнения, предусматривающие деятельность по разграничению пословиц (поговорок) и фразеологических оборотов как фольклорных единиц. Например, при ознакомлении со словом яблоко учитель предлагает ученикам задание: «Прочитайте написанное на доске в такой последовательности: а) фразеологические обороты, б) пословицы. Определите их смысл».

Яблоку негде упасть; яблоко от яблоньки недалеко падает; конь в яблоках; яблоко раздора; как румяное яблоко.

Вторую группу составляют упражнения, предусматривающие деятельность по выявлению фольклорных единиц с определенным смыслом и значением. Так, при ознакомлении со словом топор учитель предлагает прочитать ряд пословиц и поговорок и выделить среди них те, в которых идет речь о человеческой доброте:

За комаром не ходят с топором.

Хоть топор вешай.

Дал топор, дай и топорище.

Сказал, как топором отрубил.

Что написано пером, того не вырубишь топором.

Как тонет, топор сулит, вытащишь – топорища жаль.

Топор острее, так и дело спорее.

В третью группу входят упражнения, предусматривающие деятельность по выявлению общего смысла нескольких фольклорных единиц. Например, при ознакомлении со словом ягода учитель просит определить, можно ли данные пословицы объединить в одну группу и по какому признаку:

С одной ягоды сыт не будешь.

Ягоду не видел сорок два года, а хоть бы и век, так нужды нет.

К четвертой группе относятся упражнения, предусматривающие деятельность по выявлению пословиц и поговорок с определенным смыслом и их использование в качестве дополнительного источника определения качеств предмета, обозначенного изучаемым словом. Например, при введении в активный словарь детей слова солома учитель дает такое задание: «Прочитайте написанные пословицы; среди них найдите те, смысл которых основан на каких-либо качествах соломы. Назовите эти качества».

Семеро одну соломину подымают.

Не солома красит гумно, а зерно.

Лежит на соломе, а говорит с ковра.

Не подкладывай к огню соломы.

Дома и солома съедома.

Привыкнет корова и ко ржаной соломе.

Соломиной не подопрешь хоромины.

В пятую группу входят упражнения, в которых сочетаются аналитико-синтетическая деятельность и работа по развитию оперативной памяти. Например, в процессе ознакомления со словом орех учащимся предлагается многоступенчатое задание:

«1. Прочитайте написанное и разделите на две группы (пословицы и фразеологические обороты):

На орехи досталось.

Под орех разделать.

Твердый (трудный, крепкий) орешек.

Клади в карман орехи, да гляди – нет ли прорехи.

Не по зубам мне эти орешки.

Туги орешки Терешке.

Не разгрызешь ореха, так не съешь и ядра.

2. Объясните смысл каждой пословицы.

3. Объясните значение каждого фразеологического оборота.

4. Пословицу о труде, в которой есть слово орех, напишите по памяти».

К шестой группе относятся упражнения, в которых аналитико-синтетическая деятельность сочетается с работой на развитие языкового чутья и оперативной зрительно-слуховой произвольной памяти. Например, при ознакомлении со словами завтрак и обед учащимся предлагается задание: «Прочитайте написанные на доске пословицы и фразеологические обороты. Вместо точек вставьте подходящее по смыслу изученное слово. Постарайтесь запомнить предлагаемые выражения.

Ложка хороша к ….

Кормить ….

За… соловей, а за… – воробей.

Ужин не нужен, был бы ….

Не будет хлеба, не будет и ….

Каков дед, таков и ….

Разграничьте пословицы и фразеологические обороты. Объясните их смысл». В конце урока учитель вновь возвращается к данным фольклорным единицам и просит учащихся воспроизвести по памяти возможно большее их количество.

Седьмую группу составляют упражнения, предусматривающие исключение одной из пословиц (поговорок) по нескольким признакам одновременно. Например, учитель пишет на доске три пословицы:

В сене огня (не) скроешь.

Здоровье дороже богатства.

Шила в мешке (не) утаишь.

Предлагает школьникам задание: «Прочитайте написанные на доске пословицы. Выделите одну из них не менее, чем по четырем признакам». Примерный ответ ученика: «Из трех пословиц можно выделить вторую. В ней говорится о важности сохранения здоровья для человека. В первой и третьей идет речь о том, что всякая тайна когда-нибудь становится известна другим. Во второй пословице нет глаголов, частиц и предлогов, а в остальных – есть эти части речи. Во второй пословице есть подлежащее и сказуемое, в первой и третьей – только сказуемое. Во второй пословице нет орфограммы не с глаголом. В других пословицах есть слова с этой орфограммой». Первоначально учащиеся могут называть по одному признаку. В этом случае в классе будет живой, интересный обмен мнениями. Постепенно следует ориентировать школьников на одновременное освещение всех или большинства признаков. При этом у учащихся будет развиваться монологическая речь, совершенствоваться логика изложения, напряженнее работать внимание и память. Для записи предлагается выделенная пословица. Именно в ней содержится новое словарное слово.

К восьмой группе относятся упражнения, направленные на развитие языковой интуиции, творчества учащихся, их словесно-логического мышления и речи. Например, школьники познакомились со словом беречь. Учитель направляет их к записи:

Друга ищи, а … – ….

Чужое время не кради, а…….

И предлагает закончить пословицы так, чтобы в каждой из них появилось новое словарное слово. (Друга ищи, а найдешь – береги. Чужое время не кради, а свое береги.) Какую из пословиц следует записать, определяют сами школьники. Для этого учитель создает поисковую ситуацию. Здесь возможны самые разные варианты в зависимости от изучаемой темы и дидактических целей. Например:

– напишите пословицу, в которой большее количество глаголов;

– напишите пословицу, в которой есть имя прилагательное;

– напишите пословицу, имеющую три слова, в которых все согласные звонкие;

– напишите пословицу, в словах которой большее количество изученных орфограмм и т. д.

В девятую группу входят упражнения, предусматривающие группировку фразеологических оборотов по указанному учителем признаку. Например, при ознакомлении со словом апельсин учитель записывает вперемешку две группы фразеологических оборотов. Каждая группа имеет свой смысл: поднять голову, ни бельмеса, как свинья в апельсинах, ни в зуб ногой, воспрянуть духом. Дает учащимся задание: «Назовите фразеологические обороты (устойчивые словосочетания), которые соответствуют смыслу: не знать, не смыслить, не понимать. Напишите их в порядке увеличения количества орфограмм». При выполнении такого рода упражнений у учащихся развивается речь, аналитико-синтетическое, логическое мышление, сосредоточенность внимания, память, языковая интуиция.

В последующий год обучения для введения нового слова в активный словарь детей применяются группы упражнений, имевшие место в предыдущие годы, но на более сложном лингвистическом материале и связанные с изучаемыми в данный период темами русского языка. Вместе с ними реализуются новые группы, направленные на овладение простейшими правилами практической логики.

Первая группа. Составление предложений, в каждое из которых включается одно из понятий, обобщающих значение каждого ряда слов, использованных на предыдущем этапе урока. Например, во время повторения были задействованы слова:

морковь

моряк

снегирь

бабушка

картофель

лесник

орел

отец

помидор

писатель

грач

дочь

Соответственно, для слов первой строки общим понятием будет овощи, для второй – профессия, для третьей – птицы, для четвертой – родственники (семья). На уроке познакомились со словом библиотека. Возможные варианты ответов:

В библиотеке подготовлена выставка книг об овощах.

На полках библиотеки имеется много книг о разных профессиях.

Дети часто берут в библиотеке книги о птицах. Мои родственники регулярно посещают библиотеку. Наряду с развитием речи, логического мышления, творческого воображения, упражнения такого типа призваны совершенствовать переключение внимания, сообразительность, углублять умение по установлению характера взаимосвязи род-вид.

Вторая группа. Составление предложений, в каждое из которых включается изученное на уроке слово из словарика. Вместе с ним вводится слово, являющееся видовым понятием по отношению к одному из существительных, использованных на предыдущем этапе урока. Например, на предыдущем этапе урока были задействованы слова (родовые понятия): транспорт, растение, чувство. Для слова транспорт видовыми понятиями могут быть: автомобиль, самолет, поезд и т. д. Для слова растение – дерево, цветы и т. д. Для слова чувство – радость, восхищение и т. д. На уроке дети познакомились со словом гореть. Возможные ответы учащихся:

Щеки пассажиров горели от жары в автомобиле.

Сырые ветки деревьев медленно горели в костре.

Догорала заря, вместе с ней исчезала радость встречи.

Использование такого типа упражнений совершенствует речь, мышление, творческое воображение, устойчивость и распределение внимания, углубляет умение устанавливать характер взаимосвязи вид-род.

Третья группа. Составление предложений, в каждое из которых включается изученное слово из словарика. Вместе с ним вводится одно из словосочетаний, использованных на предыдущем этапе урока, которое является частью предмета, обозначенного данным словосочетанием. Например, на предыдущем этапе урока были использованы словосочетания интересный рассказ, глубокое озеро, литературный журнал, новый аэродром. Понятиями, обозначающими их часть, соответственно могут быть: название, дно, страница, взлетная полоса. На уроке дети познакомились со словом самолет. Возможные ответ ы учащихся.

В названии интересного рассказа есть слово самолет.

Сбитый самолет упал на дно глубокого озера.

На первой странице литературного журнала изображен боевой самолет.

Со взлетной полосы нового аэродрома взлетел пассажирский самолет.

С помощью данного типа упражнений развивается речь, логическое мышление, устойчивость и распределение внимания, творческое воображение, углубляется умение устанавливать характер взаимосвязи понятие и его часть.

Четвертая группа. Составление двух предложений по опорным парам слов. В первом предложении указывается причина того, о чем сообщается в связанном с ним втором предложении, и вводится первое слово опорной пары. Во втором предложении отражается следствие, вытекающее из содержания первого предложения, и вводится второе слово опорной пары. В состав опорных пар входят слова из словарика: новое и ранее изученное. Например, на уроке познакомились со словом путешествие. Учитель предлагает опорные пары: 1) вагон – путешествие; 2) погода – путешествие; 3) радио – путешествие. Возможные ответы учащихся:

1)  В вагоне было чисто, тепло и уютно. Путешествие не утомляло.

2) Стояла холодная погода. Путешествие принесло много неприятностей.

3)  По радио объявили о приближающемся стихийном бедствии. Путешествие было прервано.

При использовании данного типа упражнений развивается речь, логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, развивается устойчивость, распределение внимания, творческое воображение.

Пятая группа. Составление нового предложения, предусматривающего замену всех слов в исходном предложении другими, близкими по смыслу словами или словосочетаниями. Например, учащиеся познакомились со словом сверкать. Учитель пишет на доске предложение, в состав которого входит изученное слово: На темном небе сверкнула и быстро исчезла молния. Возможные варианты составленных детьми предложений:

В чернеющей высоте блеснула и в один миг пропала змеевидная полоса электрического разряда.

В непроглядном воздушном пространстве ярко обозначилась и тут же исчезла ослепительная стрела небесной стихии.

Упражнения этой группы предпочтительнее выполнять в коллективной форме.

Шестая группа. Составление предложения, предусматривающего замену каждого слова в предложенном учителем предложении другими, противоположными по смыслу словами или словосочетаниями. Например, на уроке состоялось знакомство со словом хозяин. Учитель пишет на доске два предложения, в которых новое словарное слово не употреблено:

1. Гость медленно отошел от уезжавших, проводив их на улицу.

2. Работник тихим шепотом попросил отойти близко стоявшую женщину.

Предлагает учащимся изменить предложения, заменив все слова на противоположные по смыслу. Возможные ответы:

1.  Хозяин быстро подошел к приехавшим, приглашая их в дом.

2.  Хозяин громким голосом приказал подойти далеко сидевшему мужчине.

Упражнения пятой и шестой группы призваны развивать речь, языковое чутье, мышление, устойчивость и переключение внимания, творческое воображение.

Седьмая группа. Составление предложения, в котором указывалась бы причина того, о чем говорится во втором. Так, при знакомстве со словом комната учитель записывает на доске предложение: В помещении запахло смолой. Предлагает учащимся задание: «Составьте предложение, которое соответствовало бы теме словарной работы и в котором указывалась бы причина того, о чем говорится в написанном на доске предложении». Возможный ответ: В комнату внесли елку. Выполнение упражнений этой группы развивает речь, логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, внимание, память, сообразительность, наблюдательность. Перед записью учитель может предложить школьникам дополнительное задание: «Напишите предложение, соответствующее теме словарной работы. Введите в него два имени прилагательных». Постепенно дополнительное задание может усложняться. Например: «Напишите предложение, соответствующее теме словарной работы. Введите в него два имени прилагательных с безударной гласной в корне». Создаваемая таким образом ситуация поиска увеличивает развивающее воздействие упражнения, повышает интерес учащихся к занятиям русским языком.

Восьмая группа. Составление предложения, в котором отражалось бы следствие того, о чем говорится в первом предложении. При ознакомлении со словом пшеница учитель составляет предложение: «Стояло засушливое лето» . Предлагает учащимся составить предложение, в котором освещалось бы следствие (т. е. результат) того, о чем говорится в данном учителем предложении. Составленное предложение должно соответствовать теме словарной работы. Возможный ответ: «Пшеница не уродилась». Воздействие на развитие учащихся такое же, как при выполнении упражнений предыдущей группы. Дополнительные задания должны быть разнообразными. Например: «Напишите предложение, соответствующее теме словарной работы, введя в него еще одно подлежащее (или еще один главный член предложения; введя в него второстепенный член предложения; добавив в него подлежащее, состоящее из корня и нулевого окончания и т. д.)».

Вариант подачи упражнений седьмой и восьмой групп может осуществляться на основе антиципации. Для этого несколько иначе записываются исходные предложения. Например:

С помощью подобной записи учащиеся самостоятельно формулируют задание, усиливая при этом речемыслительную, аналитическую деятельность. 


Девятая группа. Многократное распространение предложения.

Учитель называет предложение, в состав которого входит изученное на уроке слово (слова) из словарика. Предлагает распространить его, вводя перед каждым находящимся в предложении существительным подходящее по смыслу прилагательное. Затем – распространить вновь составленное предложение, добавляя при каждом его повторе по одному словосочетанию, состоящему из прилагательного и любого ранее изученного, взятого из словарика существительного, и повторяя все ранее сказанные слова. Например, на уроке дети познакомились со словами шофер и шоссе. Учитель называет предложение: Шофер ведет по шоссе машину. После первого распространения вариант ответа может быть таким:

Опытный шофер ведет по гладкому шоссе грузовую машину.

Дальнейшие возможные ответы:

В дождливую погоду опытный шофер ведет по гладкому шоссе грузовую машину.

В дождливую погоду опытный шофер ведет по гладкому шоссе широкой улицы грузовую машину. И т. д.

Каждый ученик записывает предложение того объема, которое он запомнил. Использование этого упражнения положительно влияет на развитие речи, мышления, устойчивости внимания, объема памяти, творческого воображения, языкового чутья.

Восьмая и девятая группы направлены на развитие речи, мышления, устойчивости, переключения и объема внимания, кратковременной произвольной памяти, творческого воображения.

Десятая группа. Составление предложений, каждое из которых начинается и заканчивается словом из словарика. При этом последнее слово предыдущего предложения должно стать первым в последующем предложении. В первое предложение обязательно вводится изученное на данном уроке слово. Например, на уроке дети познакомились со словом кивнуть. Возможный вариант ответа:

Учитель кивнул ученику.

Ученик назвал свою фамилию.

Фамилию услышали все ребята.

Ребята рассказали про корабль. И т. д.

Одиннадцатая группа. Составление коллективного рассказа с включением в каждое предложение изученного на уроке слова и любого количества ранее изученных словарных слов, причем последние не должны повторяться. Например, на уроке дети познакомились со словом вокзал. Возможный вариант рассказа:

В Москве много вокзалов. С этих вокзалов поезда идут на север, восток, запад и юг нашей страны. На современном вокзале можно купить газету, позвонить по телефону, посмотреть телевизор. На вокзале работают магазины. На вокзале обычно много народа. И т. д.

Предлагается написать предложение, в котором большее количество словарных слов.

Двенадцатая группа. Составление комментариев, в которых обосновывается смысловая связь между подобранными учителем пословицами, поговорками, фразеологическими оборотами и новым словом из словарика. Например, дети познакомились на уроке со словом пассажир. Учитель пишет на доске пословицы:

Ехал в Казань, заехал в Рязань.

Тише едешь – дальше будешь.

Поехала кума неведомо куда.

Долгие проводы – лишние слезы.

Рано оседлали, да поздно поскакали.

И предлагает определить, какие из них и каким образом могут быть связаны со словом пассажир.

Применяя упражнения этой группы, учитель работает над развитием у детей связной, доказательной речи, логического мышления, устойчивости внимания, творческого воображения, наблюдательности.

Тринадцатая группа. Перефразировка предложений и их завершение. Например, учащиеся познакомились со словом соединяются. Учитель готовит такую запись:

Предлагает школьникам сформулировать к ней задание. Возможная формулировка: «Надо закончить два предложения. Для этого в каждое ввести новое словарное слово и подходящие по смыслу словосочетания». Ожидаемый вариант предложений: Кроме того, при проведении словарно-орфографической работы в русле рассматриваемой методики эффект обучения обеспечивается и усиливается в решающей степени за счет взаимодействия и взаимодополнения таких факторов, как интенсификация процесса формирования, развития и совершенствования логического мышления (работа с лексическим значением слова как с понятием, дополненная использованием приемов межпредметных связей, обобщения и абстрагирования), усиленной речемыслительной деятельности; расширением диапазона видов действий, связанных с антиципацией (наряду с самостоятельным формулированием темы словарно-орфографической работы дети предопределяют способы введения новых слов в арсенал индивидуальной лексики). Уровень эффективности учебного процесса повышается и на этапе изучения школьниками языковой теории.

Если соединяются бетон и металл, то получается прочная конструкция.

Если соединяются воля и целеустремленность, то формируется сильный характер.

Используя упражнения этой группы учитель работает над развитием точной, правильной речи, логического мышления, внимания, памяти, сообразительности.

Для получения необходимого эффекта при использовании рассматриваемых групп упражнений важно соблюдение нескольких условий:

1. Переход от одной группы упражнений к другой на каждом году обучения осуществляется при овладении всеми или большинством учащихся предыдущим способом работы над словарным словом.

2. С учетом существенно возрастающей интеллектуальной нагрузки при использовании рассмотренных способов введения новых слов в активный словарь учащихся, рекомендуется при первичном их применении отдавать предпочтение коллективной и групповой формам работы, постепенно осуществляя переход к индивидуальной.

3. Независимо от формы работы, при ответе учащихся следует добиваться правильного построения предложений, четкого оформления ими своих высказываний.

4. При формулировании заданий к упражнениям следует, где это возможно, включать в эту деятельность школьников, вводя в нее элементы антиципации. Пример к упражнениям пятой группы: «Прочитайте предложение. Сформулируйте к нему свое задание, предусматривающее работу с синонимами».

Модель выполнения упражнения по введению нового слова в активный словарь детей, не предусматривающая антиципацию

1. Осмысление учащимися задания учителя.

2. Составление предложения (или высказывания) в соответствии с предложенным заданием.

3. Сопоставление полученного результата с предложенным заданием.

Модель выполнения упражнения по введению нового слова в активный словарь детей, предусматривающая антиципацию

1. Осмысление учащимися направляющей рекомендации учителя и текста упражнения.

2. Формулирование задания с помощью внутренней речи.

3. Формулирование задания вслух.

4. Выполнение упражнения в соответствии с самостоятельно составленным заданием.

5. Сопоставление полученного результата с предложенным заданием.

Таким образом, на этапе словарно-орфографической работы процесс обучения обеспечивается комплексно: за счет корректировки содержания учебного процесса (наиболее существенными новациями здесь выступают работа с лексическим значением слова как с понятием и широкое использование системы комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений во время предопределения и введения в словарь школьника новых слов) и его организации: введение минимобилизующей части в начале рассматриваемого структурного этапа урока, содержанием которой является предопределение учениками темы словарно-орфографической работы и частные корректировки организационного характера в остальных его частях.

Категория: МЕТОДИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА | Добавил: admin | Теги: Русский язык в начальной школе, для учителя, развивающее обучение, родной язык, уроки русского языка, методика преподавания русского язык
Просмотров: 2640 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0