В качестве наглядных пособий к уроку можно подготовить иллюстрации к
прочитанным произведениям этих писателей, плакаты с высказываниями писателей
о языке. Например: «Краткость — сестра таланта» (А. П. Чехов); «Борьба
за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие
культуры» (М. Горький).
Оттолкнувшись от этих высказываний, обратив внимание учащихся на то, какое
огромное значение придавали Чехов и Горький чистоте, правильности, образности,
краткости и смысловой точности языка, учитель предлагает задания по словарной
работе. Учащимся предстоит найти в произведениях Щедрина, Чехова, Горького
такие слова и выражения, которые нечасто употребляются в современной речи, но
весьма характерны для изученных школьниками произведений.
Найти такие слова в тексте, подобрать к ним синонимы, объяснить, почему
автор избрал именно эти слова, а не другие для изображения той или другой
ситуации, сцены, эпизода, — вот первое задание, которое можно выполнить на
тексте щедринской «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».
а) «Упразднили регистратуру за
ненадобностью и выпустили генералов на волю. Оставшись за штатом,
поселились они в Петербурге...»
б) «Стали искать, где восток и где
запад. Вспомнили, как начальник однажды говорил: если хочешь сыскать
восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое.
Начали искать север, становились так и сяк, перепробовали все страны света, но
так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли».
Кроме того, можно предложить учащимся определить, в речи каких героев
встречались выделенные нами слова и выражения. Что по речевым особенностям
можно сказать о самих героях?
М. Горький. «Детство»
|
А. П. Чехов. «Хамелеон»
|
«По миру пущу. Однако
не беда, что ты лишнее перетерпел, — в зачет пойдет! Ты знай: когда
свой, родной бьет — это не обида, а наука! Чужому не давайся, а свой
ничего! ты думаешь, меня не били? Меня. так били, что ты этого в страшном сне
не увидишь. Меня так обижали, что, поди-ка, сам Господь Бог глядел — плакал!
А что вышло? Сирота, нищей матери сын, я вот дошел до своего места, — старшиной
цеховым сделан, начальник людям».
|
«По какому случаю
тут? Почему тут? Это ты зачем палец? Кто кричал? Чья собака?.. Я этого так не
оставлю! Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на
подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его,
мерзавца, то он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот. Я
ему покажу кузькину мать».
|
На уроке русского
языка полезно проделать и другие упражнения со словами, которые вошли в эти
отрывки. Например, можно объяснить другие значения слова «мир», ввести его в
предложения «На миру и смерть красна», «С миру по нитке — голому рубашка»,
«Мы за мир», «В доме установился мир». В этом случае уместно вспомнить
пословицы, поговорки, фразеологические сочетания и простые предложения, в
которые свободно вводится слово «мир».
Не менее интересно
на этом уроке предложить на основании сопоставления отрывков из произведений
Чехова и Горького рассмотреть описание города в рассказе Чехова и описание
берегов Волги и городов, наблюдаемых как бы издали, в повести Горького
«Детство». Внимание учащихся обращается в этом случае и на лексику, и на
изобразительные средства языка. Вот эти отрывки из произведений:
М. Горький. «Детство»
|
А. П. Чехов.
«Хамелеон»
|
«Кругом тишина. На
площади ни души. Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как
голодные пасти, около них нет даже нищих.»
|
«Незаметно плывет над
Волгой солнце; каждый час все вокруг ново, все меняется; зеленые горы — как
пышные складки на богатой одежде земли: по берегам стоят города и села
точно пряничные издали, золотой осенний лист плывет по воде».
|
От наблюдений над словом, от объяснения слов, наблюдений над стилем и
художественными особенностями того или иного автора можно перейти к кратким
пересказам отдельных фрагментов произведений Чехова, Салтыкова-Щедрина,
Горького. Особенно важно на этом уроке услышать такие пересказы, в которых была
бы очень коротко, лаконично передана сюжетная линия отрывка, а рассказы
учащихся сопровождались бы рассуждениями по поводу того, какую роль выполняет
смех в произведениях Щедрина и Чехова.
Во время пересказов учащиеся могут воспользоваться иллюстрациями
Кукрыниксов, Н. Муратова, Д. Кардовского к избранным для пересказов
произведениям.
|