Вторник, 23.04.2024, 10:09


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 7 КЛАСС

Урок развития устной речи учащихся в связи с изучением произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова, М. Горького
26.04.2014, 10:49

В качестве наглядных пособий к уроку можно подготовить иллюстрации к прочитанным произведениям этих писателей, плакаты с высказываниями писателей о языке. Например: «Краткость — сестра таланта» (А. П. Чехов); «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры» (М. Горький).

Оттолкнувшись от этих высказываний, обратив внимание учащихся на то, какое огромное значение придавали Чехов и Горький чистоте, правильности, образности, краткости и смысловой точности языка, учитель предлагает задания по словарной работе. Учащимся предстоит найти в произведениях Щедрина, Чехова, Горького такие слова и выражения, которые нечасто употребляются в современной речи, но весьма характерны для изученных школьниками произведений.

Найти такие слова в тексте, подобрать к ним синонимы, объяснить, почему автор избрал именно эти слова, а не другие для изображения той или другой ситуации, сцены, эпизода, — вот первое задание, которое можно выполнить на тексте щедринской «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

а)            «Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю. Оставшись за штатом, поселились они в Петербурге...»

б)            «Стали искать, где восток и где запад. Вспомнили, как начальник однажды говорил: если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое. Начали искать север, становились так и сяк, перепробовали все страны света, но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли».

Кроме того, можно предложить учащимся определить, в речи каких героев встречались выделенные нами слова и выражения. Что по речевым особенностям можно сказать о самих героях?

М. Горький. «Детство»

А. П. Чехов. «Хамелеон»

«По миру пущу. Однако не беда, что ты лишнее перетерпел, — в зачет пойдет! Ты знай: когда свой, родной бьет — это не обида, а наука! Чужому не давайся, а свой ничего! ты думаешь, меня не били? Меня. так били, что ты этого в страшном сне не увидишь. Меня так обижали, что, поди-ка, сам Господь Бог глядел — плакал! А что вышло? Сирота, нищей матери сын, я вот дошел до своего места, — старшиной цеховым сделан, начальник людям».

«По какому случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец? Кто кричал? Чья собака?.. Я этого так не оставлю! Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, то он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот. Я ему покажу кузькину мать».

 

На уроке русского языка полезно проделать и другие упражнения со словами, которые вошли в эти отрывки. Например, можно объяснить другие значения слова «мир», ввести его в предложения «На миру и смерть красна», «С миру по нитке — голому рубашка», «Мы за мир», «В доме установился мир». В этом случае уместно вспомнить пословицы, поговорки, фразеологические сочетания и простые предложения, в которые свободно вводится слово «мир».

Не менее интересно на этом уроке предложить на основании сопоставления отрывков из произведений Чехова и Горького рассмотреть описание города в рассказе Чехова и описание берегов Волги и городов, наблюдаемых как бы издали, в повести Горького «Детство». Внимание учащихся обращается в этом случае и на лексику, и на изобразительные средства языка. Вот эти отрывки из произведений:

 

М. Горький. «Детство»

А. П. Чехов. «Хамелеон»

«Кругом тишина. На площади ни души. Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти, около них нет даже нищих.»

«Незаметно плывет над Волгой солнце; каждый час все вокруг ново, все меняется; зеленые горы — как пышные складки на богатой одежде земли: по берегам стоят города и села точно пряничные издали, золотой осенний лист плывет по воде».

От наблюдений над словом, от объяснения слов, наблюдений над стилем и художественными особенностями того или иного автора можно перейти к кратким пересказам отдельных фрагментов произведений Чехова, Салтыкова-Щедрина, Горького. Особенно важно на этом уроке услышать такие пересказы, в которых была бы очень коротко, лаконично передана сюжетная линия отрывка, а рассказы учащихся сопровождались бы рассуждениями по поводу того, какую роль выполняет смех в произведениях Щедрина и Чехова.

Во время пересказов учащиеся могут воспользоваться иллюстрациями Кукрыниксов, Н. Муратова, Д. Кардовского к избранным для пересказов произведениям.

Категория: 7 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: методические рекомендации по провед, МО учителей русского языка и, преподавание литературы в школе, уроки литературы в 7 классе
Просмотров: 1060 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0