Строить этот урок нужно исходя из требований к умениям учащихся седьмого
класса уметь выборочно пересказывать и давать развернутые ответы на вопросы, не
только относящиеся к содержанию произведения, но и требующие характеристики
героя; уметь выразительно читать стихотворения и отрывки из прозаических
произведений, выбранных самостоятельно; уметь под руководством учителя выявлять
авторское отношение к героям и событиям; уметь характеризовать героя
литературного произведения на основании его поступков, поведения, биографии,
портрета, речи, взаимоотношений с другими героями, авторской характеристики,
окружающей обстановки по плану, составленному с помощью учителя; уметь
подмечать юмористическое и сатирическое в изображении героев; уметь
сопоставлять разных по характеру героев или героев разных произведений (например,
Остап и Андрий, Тарас Бульба и герои былин); уметь видеть в тексте
художественные средства и объяснять их роль в произведении; уметь давать устный
и письменный отзывы о самостоятельно прочитанной повести с рекомендательной
целью; уметь оценивать рассмотренные иллюстрации и картины, связанные с
изучаемыми произведениями; уметь оценивать актерское и авторское чтение
изученных произведений и пр.
Начать урок целесообразно со словарной работы, во время которой следует
обратиться к наиболее трудному и важному для совершенствования устной речи из
прочитанных произведений. Вспомните, из какого произведения взяты эти
стихотворные строчки. Объясните значение выделенных слов и прочитайте
выразительно эти отрывки.
Подбирая текст для подобной работы, необходимо помнить связи с уроками
русского языка, на которых можно продолжить эту работу. В частности, осмысляя
метафоры, эпитеты, учащиеся могут вспомнить различные значения этих слов, найти
их толкование в словарях. Например, слово «гореть» (словарь синонимов:
ярко пылать, пламенеть, полыхать, медленно тлеть, истлевать, без пламени
светиться, сверкать, увлекаться, изнашиваться; словарь Пушкина: горит лицо,
взор ее горит, лампа горит, горит письмо, свободою горим, глаза горят и пр.).
Учащиеся сами могут придумать предложения со словами: печка горит, закат горит,
щеки горят, человек на работе горит и пр. То жесо словом «лететь» (пролетать,
отправляться, бегать, ехать, падать — словарь синонимов; предложения
школьников: орел летел, мальчик пролетел мимо, время летит, часы летят, годы
летят).
ГОРИТ восток зарею
новой.
Уж на равнине, по
холмам
Грохочут пушки. Дым БАГРОВЫЙ
Кругами всходит к
небесам
Навстречу утренним
лучам.
Полки ряды свои
сомкнули.
В кустах рассыпались
стрелки.
Катятся ядра, свищут
пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов
рвутся шведы;
Волнуясь, конница ЛЕТИТ;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью
своею
Ее стремление крепит.
Назовите произведение, из которого взяты эти строки, приведите синонимы к
выделенным словам. Объясните, какие литературные приемы сделали эти картины
особенно яркими и запоминающимися.
Тучки небесные, вечные
странники!
Степью ЛАЗУРНОЮ, цепью
ЖЕМЧУЖНОЮ
Мчитесь вы, будто, как
я же, изгнанники,
С милого севера в
сторону южную...
Объясняя слова, читая отрывки, вспоминая название произведения, мысленно
представляя себе картину, которая нарисована поэтом, учащиеся приближаются к
устному рисованию на основе прочитанного.
После словарной работы учащимся целесообразно предложить рассмотреть картину-
мозаику М. В. Ломоносова «Полтавский бой» и иллюстрации К. Рудакова. В. Серова,
рисунок И. Репина к поэме А. С. Пушкина «Полтава».
Одни учащиеся внимательно рассматривают картины н иллюстрации, сами
формулируют вопросы к ним, другие отвечают на вопросы своих товарищей,
вспоминают строфы, которые наиболее близки изобразительному материалу,
устанавливают взаимосвязи, сходство, различие в изображении битвы, обращают
внимание на портрет Петра, сопоставляют с портретом, который нарисован Пушкиным
в поэме.
Эта работа может быть очень увлекательной, так как учащиеся рассматривают
мозаику Ломоносова, появившуюся задолго до пушкинской поэмы, и иллюстрации к
поэме, — все это даст пищу для раздумий, размышлений. Учебники предыдущих
лет могут напомнить о пройденном. Вот, например, несколько строчек из учебника
истории для четвертого класса: «Ломоносов вместе со своими учениками создал
огромную мозаичную картину «Полтавская битва». Нелегкое это было дело — пришлось
за 3 года проделать три тысячи опытов, для того чтобы выплавить множество
кусочков стекла самых разнообразных цветов и оттенков».
Итак, учащиеся вспомнили и прочитали строки из знакомых им стихотворений,
поделились впечатлениями, которые остались у них от картин и иллюстраций, тем
самым ближе подошли к текстам изученных произведений.
Центральной частью урока является конкурс на лучшего чтеца стихотворений А.
С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Об этом конкурсе школьники должны знать заранее,
готовиться к нему в течение всех предыдущих уроков. Для конкурса можно заранее
выбрать одно, два или три стихотворения, с тем чтобы каждое из них прозвучало
несколько раз в устах разных учеников. Не страшно, если для этого всем классом
будет выбрано одно стихотворение и даже такое, которое не раз было прочитано
ранее. Например, если это будет «Полтавский бой», снова перечитанный учащимися,
воспринятый ими глубже и правильнее, то конкурс может пройти интересно и живо.
Как учащиеся передадут патриотические чувства, которыми пронизан этот отрывок?
Как передадут напряжение боя и его стремительность? Как сумеют в чтении
передать разность поступков и поведения Петра и Карла на поле битвы?
После устного рецензирования учителем чтения учащихся уместно предложить
прослушать звукозапись отрывка «Полтавский бой» в исполнении заслуженного артиста
России А. И. Шварца, великолепно оттеняющего главные мысли отрывка, и попросить
высказать свои суждения по поводу прослушанного чтения.
|