Среда, 24.04.2024, 04:30


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 7 КЛАСС

Урок развития устной речи учащихся в связи с изучением произведений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
26.04.2014, 10:51

Строить этот урок нужно исходя из требований к умениям учащихся седьмого класса уметь выборочно пересказывать и давать развернутые ответы на вопросы, не только относящиеся к содержанию произведения, но и требующие характеристики героя; уметь выразительно читать стихотворения и отрывки из прозаических произведений, выбранных самостоятельно; уметь под руководством учителя выявлять авторское отношение к героям и событиям; уметь характеризовать героя литературного произведения на основании его поступков, поведения, биографии, портрета, речи, взаимоотношений с другими героями, авторской характеристики, окружающей обстановки по плану, составленному с помощью учителя; уметь подмечать юмористическое и сатирическое в изображении героев; уметь сопоставлять разных по характеру героев или героев разных произведений (например, Остап и Андрий, Тарас Бульба и герои былин); уметь видеть в тексте художественные средства и объяснять их роль в произведении; уметь давать устный и письменный отзывы о самостоятельно прочитанной повести с рекомендательной целью; уметь оценивать рассмотренные иллюстрации и картины, связанные с изучаемыми произведениями; уметь оценивать актерское и авторское чтение изученных произведений и пр.

Начать урок целесообразно со словарной работы, во время которой следует обратиться к наиболее трудному и важному для совершенствования устной речи из прочитанных произведений. Вспомните, из какого произведения взяты эти стихотворные строчки. Объясните значение выделенных слов и прочитайте выразительно эти отрывки.

Подбирая текст для подобной работы, необходимо помнить связи с уроками русского языка, на которых можно продолжить эту работу. В частности, осмысляя метафоры, эпитеты, учащиеся могут вспомнить различные значения этих слов, найти их толкование в словарях. Например, слово «гореть» (словарь синонимов: ярко пылать, пламенеть, полыхать, медленно тлеть, истлевать, без пламени светиться, сверкать, увлекаться, изнашиваться; словарь Пушкина: горит лицо, взор ее горит, лампа горит, горит письмо, свободою горим, глаза горят и пр.). Учащиеся сами могут придумать предложения со словами: печка горит, закат горит, щеки горят, человек на работе горит и пр. То жесо словом «лететь» (пролетать, отправляться, бегать, ехать, падать — словарь синонимов; предложения школьников: орел летел, мальчик пролетел мимо, время летит, часы летят, годы летят).

ГОРИТ восток зарею новой.

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым БАГРОВЫЙ

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь, конница ЛЕТИТ;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит.

Назовите произведение, из которого взяты эти строки, приведите синонимы к выделенным словам. Объясните, какие литературные приемы сделали эти картины особенно яркими и запоминающимися.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью ЛАЗУРНОЮ, цепью ЖЕМЧУЖНОЮ

Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную...

Объясняя слова, читая отрывки, вспоминая название произведения, мысленно представляя себе картину, которая нарисована поэтом, учащиеся приближаются к устному рисованию на основе прочитанного.

После словарной работы учащимся целесообразно предложить рассмотреть картину- мозаику М. В. Ломоносова «Полтавский бой» и иллюстрации К. Рудакова. В. Серова, рисунок И. Репина к поэме А. С. Пушкина «Полтава».

Одни учащиеся внимательно рассматривают картины н иллюстрации, сами формулируют вопросы к ним, другие отвечают на вопросы своих товарищей, вспоминают строфы, которые наиболее близки изобразительному материалу, устанавливают взаимосвязи, сходство, различие в изображении битвы, обращают внимание на портрет Петра, сопоставляют с портретом, который нарисован Пушкиным в поэме.

Эта работа может быть очень увлекательной, так как учащиеся рассматривают мозаику Ломоносова, появившуюся задолго до пушкинской поэмы, и иллюстрации к поэме, — все это даст пищу для раздумий, размышлений. Учебники предыдущих лет могут напомнить о пройденном. Вот, например, несколько строчек из учебника истории для четвертого класса: «Ломоносов вместе со своими учениками создал огромную мозаичную картину «Полтавская битва». Нелегкое это было дело — пришлось за 3 года проделать три тысячи опытов, для того чтобы выплавить множество кусочков стекла самых разнообразных цветов и оттенков».

Итак, учащиеся вспомнили и прочитали строки из знакомых им стихотворений, поделились впечатлениями, которые остались у них от картин и иллюстраций, тем самым ближе подошли к текстам изученных произведений.

Центральной частью урока является конкурс на лучшего чтеца стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Об этом конкурсе школьники должны знать заранее, готовиться к нему в течение всех предыдущих уроков. Для конкурса можно заранее выбрать одно, два или три стихотворения, с тем чтобы каждое из них прозвучало несколько раз в устах разных учеников. Не страшно, если для этого всем классом будет выбрано одно стихотворение и даже такое, которое не раз было прочитано ранее. Например, если это будет «Полтавский бой», снова перечитанный учащимися, воспринятый ими глубже и правильнее, то конкурс может пройти интересно и живо. Как учащиеся передадут патриотические чувства, которыми пронизан этот отрывок? Как передадут напряжение боя и его стремительность? Как сумеют в чтении передать разность поступков и поведения Петра и Карла на поле битвы?

После устного рецензирования учителем чтения учащихся уместно предложить прослушать звукозапись отрывка «Полтавский бой» в исполнении заслуженного артиста России А. И. Шварца, великолепно оттеняющего главные мысли отрывка, и попросить высказать свои суждения по поводу прослушанного чтения.

Категория: 7 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: методические рекомендации по провед, МО учителей русского языка и, преподавание литературы в школе, уроки литературы в 7 классе
Просмотров: 1266 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0