Пятница, 29.03.2024, 09:13


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНВИЗИН [8]
БАТЮШКОВ [7]
ЖУКОВСКИЙ [5]
ГРИБОЕДОВ [8]
ПУШКИН [55]
ЛЕРМОНТОВ [19]
ФЕТ [14]
КРЫЛОВ [5]
ГОГОЛЬ [139]
НЕКРАСОВ [2]
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН [5]
А.ОСТРОВСКИЙ [8]
Л.ТОЛСТОЙ [14]
ТУРГЕНЕВ [13]
ДОСТОЕВСКИЙ [9]
ЧЕХОВ [13]
БУНИН [30]
А.БЛОК [11]
ЕСЕНИН [10]
КУПРИН [15]
БУЛГАКОВ [35]
БРОДСКИЙ [17]
ПАСТЕРНАК [12]
АХМАТОВА [22]
ГУМИЛЕВ [16]
МАНДЕЛЬШТАМ [3]
ЦВЕТАЕВА [16]
ТВАРДОВСКИЙ [6]
ШОЛОХОВ [6]

Главная » Файлы » ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПИСАТЕЛЯ » ЛЕРМОНТОВ

Комментарии к поэме М.Ю. Лермонтова " Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
23.10.2013, 00:22
Эта работа посвящена научному исследованию поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Это  произведение, созданное в XIX веке известным писателем и поэтом М.Ю. Лермонтовым,  повествует о событиях, произошедших в неспокойное время царя Ивана Грозного.  Автор попытался максимально восстановить стиль и язык XV века. Нам, живущим в 21 веке, значение многих слов является непонятным, так как с тех пор язык претерпел большие изменения. Следовательно, необходимо пособие, дающее толкование таких слов.

Цель нашей работы - создать комментарии к данной поэме.

 Мы поставили следующие задачи:

выявить отдельные слова и строки, требующие специального толкования и пояснения для современных школьников, и дать им комментарии;

найти историческое подтверждение описанному эпизоду и фактические неточности (если таковые имеются).

В основе работы лежит проблемно - описательный метод.

Ох ты гой еси, млад читатель!

Для тебя наш труд сложили мы,

Дабы песнь сия полюбилася,

Дабы слово старое понималося,

Дабы ум твой новостями потешить -

Незнание уменьшить

Дабы автора знал, его книги почетал.

Коли впредь, когда читать возьмешься,

Со вниманьем отнесешься

К слову, стилю, языку -

Слава нашему труду!

Мы певали ее под гуслярный звон...- петь под гусли запретили еще до Ивана Грозного, а при нем и подавно. А.С. Фамицын в своем труде «Скоморохи на Руси» пишет: «Народное предание не делает строгого различия между певцом-гусельником, поющим серьезные героические песни или былины, и певцом - потешником и плясуном, забавляющим толпу площадными песнями, шутками и выходками». Следовательно, и первые (слагатели слов), и вторые назывались скоморохами. В 1551 г. на Стоглавом соборе царь Иван Грозный сделал заявление о органниках и глумотворцах, которые царят на некоторых непотребных народных праздниках. В результате Собор в специальной главе своих постановлений « Об игрищах елинского беснования» велел православия христианам забыть о древних потехах и на игрища более не сходиться. Бродячий скомороший люд приравнивался к бабкам-ворожеям и волхвам (магам), которых следовало «выбито из волости вон». В 18 веке царь Алексей Михайлович, прозванный "Тишайшим", поставил точку в истории русского скоморошества, причем средства для борьбы с ними были использованы явно не дипломатические. Так, например, известно, что после избиения и изгнания скоморохов из Москвы несколько дней плыли по Москве-реке инструменты: гусли, бубны, сопели - последние жертвы разгромленного смехового искусства.

Нам чарку поднес меду пенного...- мед пенный, по словам Дж. Флетчера, напиток людей с достатком, простые же люди пили квас (хлебный, грушевый, яблочный), малиновый и клюквенный морс, брусничную воду и ячменное пиво, следовательно, боярин Ромодановский, угощавший гусляров, - человек состоятельный.

Про твоего любимого опричника... - действия свои против бояр-княжат Иван Грозный открыл невиданным поступком. В самом конце 1564 года он выехал из Москвы, не сказав куда, и остановился за Троице-Сергиевым монастырем в Александровской слободе (теперь город Александров). Оттуда в январе 1565 года он прислал в Москву грамоту, извещая, что он оставил свое царство из-за боярской измены. Москвичи, отправив к царю посольство с духовенством во главе, просили его не покидать царства. Иван согласился остаться у власти только с условием, что ему не будут мешать «класть свою опалу» на изменников, а иных и казнить, а ему самому учинить себе «опричнину»: «двор ему себе и на весь свой обиход учините особной». Так была учреждена знаменитая опричнина. Цель опричнины состояла в том, чтобы отнять всякую силу и значение у той княжеской аристократии, которая образовывалась в Москве из потомства удельных князей и считала себя как бы соправительницей государя. В старину опричниною назывался удел, даваемый в особое владение вдовам- княгиням по завещания князей, их мужей. Вот такое особое владение устроил себе и царь Иван. Он основал себе новый «двор»: построил новые дворцы (между прочим, в Александровской слободе); подобрал новый штат придворных и прислуги; отобрал себе новую тысячу дворян (подобно тому, как в 1550 году была отобрана тысяча дворян в Москве); наконец, для содержания нового двора взял к себе «в опричнину» несколько городов и волостей, с которых шли ему деньги и запасы «на его обиход». Люди, вошедшие в опричнину, получили в народе ходячее название «опричников»; сам же Иван называл их «дворовыми».

... сидит во златом венце...- 16 января 1547 г. Иван Васильевич принял титул «царя» (впервые в российской истории - ранее государе московские именовались только « великими князьями») «Торжественные обряды, совершаемые при короновании Русских царей, суть следующие. В большой церкви (Успения) Пречистыя Богоматери, находящейся в ограде царского замка, устроено возвышенное место, на котором стоит аналой с царским венцом  и одеянием из дорогой материи. В день миропомазания собираются туда: патриарх с митрополитами, архиепископами, епископами, архимандритами и игумнами, все богато одетые в своих облачениях. Потом входят диаконы с хором певчих, которые, при входе Царя в церковь, начинают петь многолетие Царю Ивану Васильевичу, и проч., на что патриарх и митрополит, с прочим духовенством, отвечают гимном вроде молитвы. По окончании гимна патриарх с царем всходят на возвышение, где для государя приготовлен особый стул. Вслед за тем патриарх приглашает Царя сесть, и сам садится подле него на другом стуле, нарочно для него поставленном, кланяется в землю и читает молитву. По окончании молитвы патриарх приказывает некоторым архимандритам принести царское одеяние и венец, что делается весьма чинно и торжественно, а между тем произносит громко: «мир всем». Потом начинает он читать другую молитву. Потом, возлагая на Царя одеяние и венец, благословляет его крестным знамением и говорит: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». То же самое делают и митрополиты, архиепископы, которые все по порядку подходят к царскому месту и один за другим благословляют Царя двумя первыми пальцами» ,- так пишет Дж.Флетчер в своём труде «О государстве русском».

... стольники... - стольниками назывались придворные, обслуживающие царя и его свиту за трапезой. Обязательное присутствие такого человека предписывал «Домострой» - свод наставлений, касающихся быта: «Если же пир большой, то всюду самому наблюдать, и на кухне и в пекарне, а блюда раздавать за столом - поставить умелого человека, да у поставца, у напитков и у посуды нужен бережливый да хороший служитель».

 

Супротив его все бояре да князья,

По бокам его все опричники...

- гости за столом занимали место, соответствующее их званию:

Первая степень дворянства - самые знатные по роду, власти к доходам назначались Удельными Князьями, коих Царь разделил на две партии: те, кого называли опричными, или отборными людьми, коих Царь взял себе на часть, чтоб защищать и охранять их, как верных своих подданных; всех прочих называли земскими, или общими.

Вторую степень дворянства составляли бояре, которых Царь удостоил звания советников.

К третьему разряду принадлежат воеводы или те, кто прежде были главными начальниками на войне. Четвертую, низшую, степень составляют князья, являющимися потомками главных домов через многие поколения.

Опричникам и выпала честь сидеть рядом с Царем, все остальные сидели поодаль.

 

И дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил оконечником... - на Руси четвертью называли расстояние от указательного пальца до большого. Следовательно, он пробил пол примерно на шесть сантиметров.

А из роду ты ведь Скуратовых

И семьею ты вскормлен Малютиной!.. - Малюта Скуратов - глава опричников - фаворит Ивана Грозного. Кирибеевич семьею вскормлен Малютиной, а значит, особая милость Царя распространялась и на него.

Прикажи казнить, рубить голову... - Иван Грозный был изобретателен в казнях. Такой вид казни тоже был. Дж. Флетчер в своём сочинении "О государстве Русском" свидетельствует: «Чтобы показать власть свою над жизнью подданных, покойный царь Иван Грозный во время прогулок или поездок приказывал рубить головы тем, которые попадались ему навстречу, если их лица ему не нравились, или когда кто-нибудь неосторожно на него смотрел. Приказ исполнялся немедленно, и головы падали к ногам его».

Не истерся ли твой парчевой кафтан?

Не измялась ли шапка соболиная? - Кирибеевич был одет так, как одевались бояре того времени: «Во-первых, на голову одевают тафью, или небольшую ночную шапочку, которая закрывает немного поболее маковки и обыкновенно богато вышита шелком и золотом и украшена жемчугом и драгоценными каменьями. Сверх тафьи носят большую шапку из меха чернобурой лисицы (почитаемого за лучший мех) с тиарою или длинною тульею, которая .возвышается из меховой опушки наподобие персидской или вавилонской шапки. На шею (всегда голую) надевается ожерелье из жемчуга и драгоценных камней, шириной в три и четыре пальца. Сверх рубахи (изукрашенной шитьем, потому что летом они носят ее одну) надевается зипун, или легкая шелковая одежда, длиною до колен, которая застегивается спереди, и потом кафтан, или узкое застегнутое платье, с персидским кушаком, на котором вешают ножи и ложку. Кафтаны шьются, обыкновенно, из золотой парчи и спускаются до самых лодыжек. Сверх кафтана надевают распашное платье из дорогой шелковой материи, подбитое мехом и обшитое золотым галуном: оно называется ферезью. Другая верхняя одежда из камлота или подобной материи есть охабень, весьма, длинный, с рукавами и воротником, украшенным каменьями и жемчугом. Сапоги, которые носят вместо исподняго платья, с заправленными в них онучками (вместо носков), делаются из персидской кожи, называемой сафьян и вышиваются жемчугом».

 

Опусти меня в степи приволжские,

На житье на вольное, на казацкое.

Уж сложу я там буйную головушку

И сложу на копье бусурманское... - главный повод к беспрерывной вражде Русских с Крымцами составляли некоторые пограничные земли, на которые имели притязание Татары, между тем как ими владели Русские, Татары утверждали, что, кроме Астрахани и Казани (древнего владения восточных Татар), вся страна от их границ на север и запад до города Москвы, не включая и самой Москвы, принадлежит им. На этом основании они продолжали вражду. Русские защищали свою страну и земли, ими приобретенные, а Крымския татары совершали на них набеги один или два раза в год иногда около Троицына дня, но чаще во время жатвы. Когда шел войною сам Великий или Крымский Хан, то вел он с собою огромную армию в 100 000 или 200 000 человек. В противном случае, они делали кратковременные и внезапные набеги с меньшим числом войска, кружась около границы, подобно тому, как летают дикие гуси, захватывая по дороге все и стремясь туда, где видят добычу, где проходит граница.

И седельце браное черкасское... - седло с вышитыми узорами. У знатных лиц лошади покрыты богатою сбруей, седла из золотой парчи, узды также роскошно убраны золотом, с шелковою бахромою, и унизаны жемчугом и драгоценными камнями; сами они в щегольской броне, называемой булатной из прекрасной блестящей стали, сверх которой обыкновенно надевают еще одежду из золотой парчи с горностаевой опушкою; на голове у них дорогой стальной шлем,    сбоку меч, лук и стрелы, в руке копье с прекрасным нарукавником, и перед  ними везут шестопер или начальнический жезл. Их сабли, луки и стрелы похожи на турецкие. Это еще раз подтверждает богатое убранство Кирибеевича.

Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый... - яхонт - древнерусское название некоторых драгоценных камней (рубинов, сапфиров).

 

Запирает Степан Парамонович

Свою лавочку дверью дубовою

Да замком немецким со пружиною...


- древесина ценится за плотность и красоту рисунка. У дуба прочная древесина, так как клетки располагаются густо, межклетников мало, поэтому древесина долговечная, не поддающаяся гниению и влаги, к тому же древесина дуба обладает красивым рисунком, поэтому дуб - дерево дорогое. Иметь дубовый стол или дверь мог человек состоятельный, видимо, таким и был наш купец Калашников.

Откуда же у купца «немецкий замок», если торговля с Западом в то время была на очень низком уровне? Я. Кеслер довольно точно определил значение слова «немец»: «Само слово немец языковеды обычно роднят с мямлей, невнятно, а потому непонятно произносящим слова». 
Добавим сюда и известное русское выражение «держать рот на замке», т.е. попросту молчать. И получается, что «немецкий» замок – просто крепкий, надежный, («немой» для чужого!) замок, который чужой никогда не сможет открыть.

Сама бледная, простоволосая... - «Простоволосая»- значит без головного убора. С непокрытой головой ходили незамужние женщины, для замужних женщин это считалось неприличным.

Над Москвою великой, златоглавою,

Над стеной кремлевской белокаменной..." -

Средневековый город не мыслился без простых стен и башен. До середины XIV века Кремль окружали деревянные стены. Лишь во времена Дм. Донского на их месте поднялись стены и башни из белого камня. С тех пор Москву стали именовать белокаменной. К концу XV века эти укрепления совсем обветшали, да к тому же появление артиллерии требовало принципиально новой фортификации. При Иване III крепость была сложена из крупного красного кирпича, только основание стен и башен оставалось белокаменным. Но по старой памяти Кремль продолжали называть белокаменным.

Оцепили место в 25 сажень... - сажень - древнерусская мера длины, равная 2 м 13 см. «Оцепили место в 25 сажень», то есть по периметру 56 м 25 см.

 К тебе вышел я теперь, бусурманский сын,

Вышел я на страшный бой, на последний бой!

-бусурманином называли  иноверца, враждебно относящегося к православию, к иконам, храмам, неверующего,  нехристианина, а также наглеца и бесстыдника.

 Фата бухарская, шелковая — благородные женщины под шапкой из золотой парчи носили покрывало, летом же просто надевали покрывало из тонкого полотна или батиста, завязываемое у подбородка. Все покрывало было унизано дорогим жемчугом. Видимо, такое покрываю Лермонтов называл фатою.

На груди его висел медный крест Со святыми мощами из Киева... - святые мощи в Киев привез Андрей Первозванный. Крест со святыми мощами оберегал жизнь владельца от болезни и несчастья, сулил удачу. «Приступая к какому - либо делу, ничтожному или важному, вооружаются они [люди] прежде всего знамением креста, и это также вся молитва их богу за успех в деле».

По высокому месту лобному… - высокое место лобное - Ивановская площадь Московского Кремля. На площади обычно царило многолюдье. Бирючи (глашатаи) зычными голосами выкрикивали указы. С той поры до нас и дошло выражение: «кричать во всю Ивановскую». Здесь же проводились наказания осужденных.

Во рубахе красной с яркой запонкой... - палачей специально обряжали в красное, дабы щадить присутствующих зрителей, особенно впечатлительных, ведь на красном следы крови менее заметны.

Смертью лютою, позорною... - позорной смерть называли прилюдную.

И головушка бесталанная... - несчастная, обездоленная.

 

Схоронили его за Москвой-рекой, 
На чистом поле промеж трех дорог: 
Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской.


-  речь идет о нынешнем Симоновом монастыре. Он находится именно между этими тремя дорогами.

 Таровитому боярину слава!  - «таровитый» -  значит щедрый.

 

Заключение

Точная дата написания поэмы не установлена. В прижизненном сборнике стихотворений Лермонтова 1840 года «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричншса и удалого купца Калашникова» датирована 1837 годом (родственник и друг Лермонтова А.П. Шан-Гирей утверждал, что она была написана несколько ранее).

В основе сюжета - событие, вероятное в царствование Ивана VI; какие-то факты; возможно, почерпнуты из "Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина (т. IX)   - упоминание о чиновнике Мясоеде - Вислом и его жене, обесчещенной опричниками царя.

 Как вспоминал издатель и журналист А.А.Краевский, Лермонтов «…набросал ее от скуки, чтобы развлечься во время болезни, не позволяющей выходить ему из комнаты».

«Набросал от скуки» произведение, как мы выяснили, фактически очень точное,  не содержащее противоречий, произведение, в дальнейшем нашедшее отражение в творчестве других писателей (так, в романе А.К. Толстого «Князь Серебряный», написанном в 1840 - 1861 гг., прослеживается такая же сюжетная линия, любовный треугольник составляют боярин Морозов ( купец Калашников) - Елена Дмитриевна ( Алена Дмитриевна) - опричник Вяземский (опричник Кирибеевич); произведение, высоко оцененное читателями и критикой и ставшее любимым для многих поколений.

Гей вы, ребята удалые, Читатели молодые!

Мы причитывали да присказывали,

Советов вам нарассказывали:

Коли книгу взял – остановись,

На добрый лад навострись,

При чтении не торопись,

К слову мелкому алы крупному

Ты прислушайся, призадумайся,

Только так, солнце ясное,

Ты познаешь доброе и прекрасное,

Только так тебе книга, откроется,

Откроется да и полюбится!

Категория: ЛЕРМОНТОВ | Добавил: admin
Просмотров: 2763 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0