В этом романе есть что-то неразгаданное.
В.Белинский
Век М.Ю.Лермонтова в
романе.
Появление
романа М. Ю. Лермонтова сразу же вызвало острую полемику в обществе. Николай I
находил роман "отвратительным”, показывающим "большую испорченность автора”.
Охранительная критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нем клевету
на русскую действительность. Профессор С.П. Шевырев стремился доказать, что
Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в
русской жизни.
Раньше
других с необычайной верностью оценил "Героя нашего времени” В.Г. Белинский,
отметивший в нем "богатство содержания”, "глубокое знание человеческого сердца
и современного общества”. А что же автор? Ко второму изданию "Героя нашего
времени” М.Ю. Лермонтов пишет "Предисловие”, в котором настаивал на том, что
"Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного
человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном
их развитии”. Что же это за поколение, к которому принадлежат и сам М. Ю.
Лермонтов, и его герой?
Миросозерцание
М. Ю. Лермонтова складывалось в конце 20-х-начале 30-х годов Х1Х века, в эпоху
идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции, связанного с поражением
декабристского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной
жизни.
Николай
I – укротитель революций, жандарм Европы, тюремщик декабристов, с точки зрения
"коммунистической” историографии. А.С. Пушкин же, чьи отношения с императором
были сложными и неоднозначными, отмечал несомненные достоинства и петровский
масштаб его личности. "С величайшим уважением” отзывался о Николае I Ф.М.
Достоевский, оказавшийся, как известно, по его воле на каторге. Противоречивые
оценки личности. Дело в том, что Николай I отвергал всякую революцию как идею,
как принцип, как метод преобразования действительности. Восстание декабристов –
это не только благородные побуждения уничтожить "разные несправедливости и
унижения”, но нарушение офицерской присяги, попытка насильственного изменения
государственного строя, преступное кровопролитие. И как реакция – жесткий
политический режим, установленный императором. Идейный кризис – кризис идей.
Идеи, идеалы, цели и смысл жизни пушкинского поколения – все было разрушено.
Это тяжелые времена, позднее они будут названы эпохой безвременья.
В
такие годы говорят о бездуховности, о падении нравственности.
Потребность
освоить "ошибки отцов”, заново осмыслить то, что казалось непреложным
предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно- философскую
позицию – характерная черта эпохи 20-30 годов 19 века.
Практическое
действие оказывалось невозможным в силу как объективных (жесткая политика
самодержавия), так и субъективных причин: прежде чем действовать, необходимо
было преодолеть идейный кризис, эпоху сомнения и скептицизма; четко определить
во имя чего и как действовать. Именно поэтому в 30-е годы исключительное
значение для общества приобрели философские поиски лучших его представителей.
Делать это было чрезвычайно трудно. Торжествовало совсем другое. Всюду,
насколько хватал глаз, медленно текла, по выражению Герцена, "глубокая и
грязная река цивилизованной России, с ее аристократами, бюрократами, офицерами,
жандармами, великими князьями и императором – бесформенная и безгласная масса
низости, раболепства, жестокости и зависти, увлекающая и поглощающая все”.
Сохранить
в себе веру в целесообразность служения добру было очень тяжело. Подавляющее
большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще
обрести ясности цели.
Человек
и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее
возможности действительность, свобода воли и необходимость – все эти вопросы
получили в романе образное воплощение.
Проблема
личности – центральная в романе.
Печорин
не случайно утвердил себя в глазах поколения 30-х годов как типический характер
последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и
всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени.
Не понять этого – значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.
Композиция романа как ключ
к пониманию образа Печорина.
Роман
"Герой нашего времени" состоит из пяти частей-повестей, каждая из
которых имеет свое заглавие, свой сюжет и отличается в жанровом отношении. Но
основной герой объединяет все эти повести в единый роман. Гвардейский офицер
Печорин едет к месту своего назначения. По дороге заезжает в Тамань («Тамань»).
Отсюда он приезжает в Пятигорск (”Княжна Мэри”). За дуэль с Грушницким Печорин
сослан на службу в дальнюю крепость, где происходят события, о которых в
повести «Бэла» рассказывает хорошо знавший Печорина штабс-капитан Максим
Максимыч. Как эпизод из этого периода жизни Печорина представлена повесть
"Фаталист” - часть дневника («Журнала») главного героя произведения. Проходит
несколько лет. Печорин, вышедший в отставку, уезжает в Персию. По дороге туда
он встречается последний раз с Максимом Максимычем (”Максим Максимыч”).
Лермонтов нарушает этот порядок повестей. На первое место он ставит повесть
"Бэла”, потом "Максим Максимыч”, далее идут "Тамань” и "Княжна Мэри”, и
заканчивается роман повестью "Фаталист”.
Располагая
повести в такой последовательности, Лермонтов преследовал цель, вытекающую из
идейного замысла - шире и глубже раскрыть сложную натуру Печорина. Автор писал:
"История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и
не полезнее истории целого народа…” "Герой Нашего Времени, милостивые государи
мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков
всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек
не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности
существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете
в действительность Печорина?
Если
вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот
характер, даже как вымысел, не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем
больше правды, нежели бы вы того желали?..” - говорит Лермонтов в предисловии к
роману. Герцен назвал Печорина "младшим братом Онегина”. Печорин - это "Онегин
нашего времени, герой нашего времени”, - так сказал о нем критик Белинский.
"Онегин скучает, Печорин глубоко страдает”. Положение Печорина трагичнее, он по
натуре своей одареннее и глубже Онегина. Это сильная, волевая натура, жаждущая
деятельности. Но при всей своей одаренности и богатстве духовных сил он, по его
собственному признанию, - "нравственный калека”.
Лермонтов
видел трагедию своего поколения. Это нашло свое отражение уже в стихотворении
"Дума":
Печально
я гляжу на наше поколенье!
Его
грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж
тем, под бременем познанья и сомненья,
В
бездействии состарится оно...
Эта
тема была продолжена М.Ю. Лермонтовым в романе "Герой нашего
времени".
Полный текст работы скачивайте по ссылке, размещенной вверху страницы. |