Пятница, 26.04.2024, 02:36


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНВИЗИН [8]
БАТЮШКОВ [7]
ЖУКОВСКИЙ [5]
ГРИБОЕДОВ [8]
ПУШКИН [55]
ЛЕРМОНТОВ [19]
ФЕТ [14]
КРЫЛОВ [5]
ГОГОЛЬ [139]
НЕКРАСОВ [2]
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН [5]
А.ОСТРОВСКИЙ [8]
Л.ТОЛСТОЙ [14]
ТУРГЕНЕВ [13]
ДОСТОЕВСКИЙ [9]
ЧЕХОВ [13]
БУНИН [30]
А.БЛОК [11]
ЕСЕНИН [10]
КУПРИН [15]
БУЛГАКОВ [35]
БРОДСКИЙ [17]
ПАСТЕРНАК [12]
АХМАТОВА [22]
ГУМИЛЕВ [16]
МАНДЕЛЬШТАМ [3]
ЦВЕТАЕВА [16]
ТВАРДОВСКИЙ [6]
ШОЛОХОВ [6]

Главная » Файлы » ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПИСАТЕЛЯ » ЦВЕТАЕВА

Комплексный анализ текста (опыт разноуровневого анализа) Стихотворение М.И.Цветаевой « Я – страница твоему перу»
05.09.2012, 21:29
Я - страница твоему перу.

Всё приму. Я белая страница.

Я - хранитель твоему добру:

Возращу и возвращу сторицей.

Я - деревня, чёрная земля.

Ты мне – луч и дождевая влага.

Ты – Господь и Господин, а я-

Чернозём – и белая бумага.

    Стихотворение М. Цветаевой «Я – страница твоему перу» входит в сборник «Психея». Название сборника прямо указывает на то, что в центре внимания – душевные переживания лирической героини, образ которой близок авторскому «я».

     В стихотворении «Я - страница твоему перу» заявлена тема поэта и поэзии. В нём исследуется процесс творчества. Перед нами  раскрывается глубокий эмоциональный мир поэта- художника. Предпримем опыт разноуровневого анализа стихотворения.

На лексико – семантическом уровне  выделяются 3 основных смысловых поля.

1.Бог, Творец ( хранитель. добро, луч, Господь, Господин, перо).

2.Земля, материя (возращу, деревня,  земля, луч, влага).

3.Поэт, творчество (страница,  перо, бумага).Есть ещё одно смысловое поле - Цвет (белый, чёрный, луч).

     В некоторых случаях мы видим происходит наслаивание  лексико – семантических полей. Так, например,  перо  может быть отнесено к теме Бог, Творец  (ассоциация с библейским « Сначала  было  Слово…»)  и перо – предмет,  которым пользуется поэт. Слово луч из семантического поля  Бог, Творец (луч Божественной славы) переходит в смысловое поле Земля, Цвет.

Ключевые слова: Господь и Господин (контекстуальные синонимы) противопоставлены контекстуальным антонимам чернозем и бумага. В этом соединении  духовного и материального возникает незримый образ Поэта, который является выразителем воли Творца. Чернозём и  бумага (контекстные синонимы) – материал, из него рождается по воле Бога – Творца    страница (Я – страница твоему перу.) В этом суть взаимоотношений  Бога и Поэта. Метафора  Я – страница твоему перу подтверждает данную мысль. Лексический повтор страница с эпитетом белая подчёркивает зависимую от Творца роль поэта.

Эпитет белый в традиционном понимании означает чистоту, непорочность, святость, чёрный - враждебность. В творчестве М.И.Цветаевой белый и чёрный цвет имеет иную оценочную функцию. Белый - пустой, бедный. Чёрный ­- страстный, избранный.

Думается, что в стихотворении эпитет белый совместил в себе и традиционное, и авторское понимание: белая страница - свободная от чего­- либо, чистая, пустая, готовая принять всё, что пошлёт Творец.

Как и А.С. Пушкин, М.И.Цветаева считает, что поэт обладает Божественным даром, ниспосланным ему Творцом. В стихотворении подтверждается эта мысль: Всё  пpuму- провозглашает лирическая героиня. Но поэт в стихотворении ещё и преобразователь: возращу и возвращу сторицей (т.е. во много раз больше).

Метафора я - деревня, земля (контекстуальные синонимы) соотносится с метафорой ты - луч и влага. Происходит взаимообразный процесс: поэт получает своеобразный дар от Бога, хранит добро, но он ещё взращивает его и возвращает. Здесь мы видим поэта - активного деятеля, преобразователя, своего рода Творца.

Однако в последних двух строчках стихотворения идет сознательное принижение  роли поэта. Он только чернозём и бумага (метафора). Вся система доказательств того, что поэт тоже Творец, сводится на  нет.

Контекстуальные синонимы чернозём и бумага (как материал) по сути  являются лексическими антонимами. Это подтверждает мысль о сложности и противоречивости внутреннего мира поэта. Чернозём - это что-то плодовитое,  богатое; белая бумага -  пустое, бедное, простое. Отсюда вывод: в душе поэта кипят страсти, но он в полном и безоговорочном подчинении Господу.

Поэтический дар - дар Божественный. Это подтверждается словами высокого стиля: хранитель (ассоциация с Ангелом- хранителем), Господь, Господин, добро. В тексте есть семантический архаизм сторицей (книжное устаревшее наречие означает повторённый много раз, буквально сто раз -  от числительного сто).

Стихотворение построено на антитезе. Но роль её своеобразна: она не противопоставляет Бога и поэта,  а  указывает на их связь. Божий дар преломляется в душе поэта и выливается в стихи.

Итак, мы доказали на лексико-семантическом уровне главную идею произведения. Поэзия имеет Божественное происхождение, поэт-орудие Божьей воли, выразитель его идей.

                                                       


Пятистопный хорей с двумя пиррихиями: первый в начале строки, а второй передвинулся с третьей стопы на четвёртую.

Стихотворение имеет регулярную рифму - перекрёстную

Перу- добру (точная, мужская)

Страница - сторицей ( неточная, женская).

В первом катрене есть ещё внутренняя рифма: приму -твоемувозращу- ­возвращу.

В первом четверостишии 27 звонких согласных, из них 15 сонорных и 19 глухих.

Во втором - 30 звонких, из них 15 сонорных и только 9 глухих. Можно сделать вывод, что голос, звук преобладает, он заполняет всё фонетическое пространство.

В первом катрене есть аллитерация. Настойчиво повторяются звуки [с], [т] , [р ] .Они ассоциируются со струей ,со строкой ,создается ощущение перетекания .звук [р ] придает тексту энергию, импульс.

Во втором катрене повторяются звуки [ждJ, [д], [т]. Старославянское сочетание [ждJ придает торжественность.

Исследуя гласные, приходим к выводу: если речь идёт о поэте, используются нелабиалuзированные  гласные, т.е. открытые. Поэт принимает дар Творца. В первом катрене имеется явление паронимической  аттракции: возращу и возвращу.  [з], [р], [щ] и

 [з], [в], [р], [щ].Здесь звуковое обогащение Поэт не только растит, но  и привносит своё, обогащает и возвращает. Повторяющиеся звуки [в], [з], [в], [р] создают ощущение круговорота, взаимности, кольцевого соединения. Звук Щ имеет старославянское происхождение и привносит ощущение святости происходящих процессов . Кроме сочетаний [ жд] [щ], в тексте много неполногласий: ра  ла. Во втором катрене имеется единственное полногласие в слове деревня. Следовательно, полногласие в слове влага убеждает, что оно старше слова деревня. Влага дождевая, она исходит от Творца.

Есть движение сверху вниз. На фонетическом уровне выявляется идея стихотворения.

Анализ синтаксического уровня стихотворения.

Внимание обращает знак тире. Он создает особую эмоциональную напряженность, акцентирует внимание на главных участниках процесса: Я - ­поэт, и Ты - Творец.

Проанализируем типы предложений

1.  Я - страница (Двусоставное предложение)

2. Приму. ( Односоставное, определённо - личное). Я - страница (двусоставное).

3 Я – хранитель:   (Бессоюзное сложное, состоит из двусоставного +

4. Возращу и возвращу.                            односоставное с однородными  сказуемыми).

Двусоставные предложения однотипны (синтаксический параллелизм). Сказуемое в них -составное именное. В первом двусоставном сказуемое не обозначает активного действия (страница для пера).  Во втором двусоставном предложении, входящем в состав бессоюзного, сказуемое обозначает деятеля (хранитель).

Сказуемое односоставного определённо-личного предложения ясно указывает на производителя  действия: Прuму (Всё приму - инверсия, единственная в тексте).

Второе односоставное с однородными глагольными сказуемыми акцентирует внимание именно на активном действии: Возращу и возвращу.

Бессоюзие придает ощущение живого действия.

Во втором катрене все предложения двусоставные, включая сложносочинённое с противительным союзом а. Сказуемые в них­ составные именные.

М.И.Цветаева пользуется излюбленным приёмом нанизывания однородных членов для зарисовки общей картины как единого целого, причём все однородные члены - составные именные сказуемые.

Я - деревня, земля.

Ты - луч и влага.

Ты - Господь и Господин, а я­ Чернозём и бумага.

Обращает на себя внимание приём  разорванности  строки.

Структура сложносочиненного предложения отражает сложный творческий процесс взаимодействия Творца и поэта. Связь неразрывна, хотя и противоречива.

Остановимся на некоторых особенностях других уровней.

Морфемный уровень.

Суффикс  тель- имеет значение лица, совершающего определённыe  действия. (хранитель).

Приставка воз (возращу и возвращу) имеет значение "движение вверх" (Морфемная анафора)

Однокоренной повтор: Господь и Господин

Словообразовательный уровень.

Приму - аппликация (Приставка при - накладывается на корень - им-) Словосложение (чернозём)

Морфологический уровень.

13  существительныx, 10 местоимений, 4 прилагательных, 3 глагола и всего одно наречие.

Перед нами статичная картина, констатирующая почти полное отсутствие движения. Следовательно, можно выйти на главную мысль стихотворения: 

Ты - Господь и Господин, а я-

Чернозём и белая бумага.

Итак, предпринята попытка проанализировать разныe  уровни стихотворения М.И.Цветаевой «Я - страница твоему перу»

Категория: ЦВЕТАЕВА | Добавил: admin | Теги: стихи Цветаевой, русская литература, поэзия Цветаевой, Марина Цветаева, Серебряный век, биография Цветаевой, творчество Цветаевой
Просмотров: 5755 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0