Вторник, 23.04.2024, 17:23


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНВИЗИН [8]
БАТЮШКОВ [7]
ЖУКОВСКИЙ [5]
ГРИБОЕДОВ [8]
ПУШКИН [55]
ЛЕРМОНТОВ [19]
ФЕТ [14]
КРЫЛОВ [5]
ГОГОЛЬ [139]
НЕКРАСОВ [2]
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН [5]
А.ОСТРОВСКИЙ [8]
Л.ТОЛСТОЙ [14]
ТУРГЕНЕВ [13]
ДОСТОЕВСКИЙ [9]
ЧЕХОВ [13]
БУНИН [30]
А.БЛОК [11]
ЕСЕНИН [10]
КУПРИН [15]
БУЛГАКОВ [35]
БРОДСКИЙ [17]
ПАСТЕРНАК [12]
АХМАТОВА [22]
ГУМИЛЕВ [16]
МАНДЕЛЬШТАМ [3]
ЦВЕТАЕВА [16]
ТВАРДОВСКИЙ [6]
ШОЛОХОВ [6]

Главная » Файлы » ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПИСАТЕЛЯ » А.БЛОК

Влияние Владимира Соловьева на творчество Александра Блока
09.11.2012, 13:41

Владимир Соловьёв – это идеалист с начала и до конца. Но учение о материи Владимира Соловьёва очень своеобразно. Да, дух, конечно, у него выше материи. Но материя трактуется как такое осуществление духа, которое необходимо для самого же духа, чтобы он полноценно существовал. Материя – это храм духа; и она такая же светлая и прекрасная, как и сам дух. Материя – это мать, это единственная порождающая сила, это наша родина, это наше спасение. Материя обязательно прекрасна, и красота – это есть материальная сила. Владимир Соловьёв любил повторять слова Ф.Достоевского о том, что красотой спасётся мир. Он мечтал о некоем утопическом обществе будущего (теократии), в котором под влиянием новой церкви восторжествует непогрешимая справедливость и полная духовная гармония. К такому грядущему, по Соловьёву, можно прийти лишь после полного перерождения человека и человеческих отношений, но, в результате гибели реального мира, катастрофы, «конца истории», в результате вмешательства каких-то потусторонних сил.  Прозреть конечную цель «хаотического» сущего, «Победу Вечной Женственности», «Мировой души» - Соловьёв позволяет только избранным, и, прежде всего, создателям нового искусства.

         В художественном наследии Соловьёва центральное место принадлежит философской лирике, продолжающей традиции Жуковского – с одной стороны, Ф.Тютчева и А.Фета – с другой, но вместе с тем и вполне самобытной. Она стремится ответить на те же вопросы, что и творчество Соловьёва в целом, но делает это по-своему.

         Основной антитезой, на которой строится система образов, является традиционное для романтизма противопоставление «неба» и «земли», высокого духовного и низменного и материального начала. Антитеза эта выступает постоянно и в самых разнообразных формах. Соловьёв противопоставляет явления и сущность:

              И под личиной вещества бесстрастной

              Везде огонь божественный горит.

                        («Хоть мы навек незримыми цепями»).

         От окружающего «здешнего» мысль движется к бесконечно далёкому:

              ..Толпа немых видений

              Растёт, растёт и заграждает путь,

              И еле слышится далёкий голос тени:

              «Не верь мгновенному, люби и не забудь!»

                        («Какой тяжелый сон! В толпе немых видений..»).

         Противопоставленные образы чётко оцениваются. Мир духовный одновременно и прекрасен и добр; мир «грубой» неодухотворённой материи – сфера безобразного, уродливого и вместе с тем злого:

              Как ясно над тобой сверкает отблеск бога,

              Как злой огонь в тебе томителен и жгуч.

                        («О, как в тебе лазури чистой много»).

         Характерен и другой поворот поэтической мысли: мир здешний – юдоль страдания; мир духовный несёт полноту блаженства. Представления Соловьёва о мире идеала имеют отчётливо утопический характер. Это не только осуществление грёз лирического героя:

              Ты будешь ждать с томительной тоской

              Вновь отблеска нездешнего видения,

              Вновь отзвука гармонии святой,

                        («Бескрылый дух, земли положенный..»),

         но и реализация идей общечеловеческого счастья – «всемирный праздник возрождения». Соловьёва и в поэзии не покидает постоянное, проходящее через всю жизнь ощущение, что современный ему мир зла обречён на гибель. «Эсхатология» Соловьёва приобретает то апокалипсически-мистическое, то почти пророчески-революционное звучание. Но всегда поэт уверен, что конец «этой жизни – не за горами», что близко начало иного, «золотого века», где добро и красота победят зло и безобразие:

              Новых великих веков чреда зарождается ныне

              ..Для мира всего взойдут времена золотые.

                        («Поллион»).

         Отнюдь не новые в русской и европейской поэзии антитезы «здешнего» и «идеального» могут, однако, истолковаться в лирике Соловьёва в двух довольно далёких друг от друга планах.

         С одной стороны, Соловьёв, знаток, поклонник и популяризатор философии Платона, часто подчёркивает в материальных явлениях только их второстепенность, незначимость, призрачность:

              Милый друг, иль ты не видишь,

              Что всё видимое нами –

              Только отблеск, только тени

              От незримого очами?

                        («Милый друг, иль ты не видишь..»).

         Мир материальной действительности, «Житейский шум трескучий» - «только отзвук искажённый торжествующих созвучий» «подлинного» мира идей, как «искажение» истины; материя – это зло.

         Признавая открытые естественными науками законы биологического существования, Соловьёв стремился оценивать их этически. В самих биологических основах жизни он усматривает трагедию. Естественные законы, по Соловьёву, злы, дисгармоничны. Эта точка зрения на природу человека находит отражение в лирике Соловьёва. Так, в стихотворении «Лунная ночь в Шотландии» жизнь диких горцев рисуется только как примитивная, кровожадная.

         Соловьёв радостно восклицает в конце стихотворения:

              Песня былого навек отзвучала,

              Дикая жизнь – не воскреснет она!

 

         В целом, полнокровное «античное» и «ренессансное» переживание образов земли и земного счастья будет свойственно Соловьёву не меньше, чем «платоновское» отречение от бытия.

         Мысль о ценности земного бытия обусловили структуру философской и интимной лирики Соловьёва – тот «символизм», который станет впоследствии столь важным для творчества молодого А.Блока, А.Белого и других поэтов – «соловьёвцев» начала XXвека. Подлинный смысл каждого явления раскрывается у Соловьёва – лирика в результате объединения по меньшей мере двух рядов значений: земного, эмпирически-реального и «высокого», мистически-идеального.

         Сам образ в лирике Соловьёва допускает, как правило, эти же две интерпретации – реальную и мистическую. Двуплановость образов выражена здесь менее последовательно, чем, например, в «Стихах о Прекрасной Даме» А.Блока.

         Соловьёв почти никогда не был склонен рассматривать интимные чувства, как только земные, «посюсторонние». Он неоднократно писал, что земная любовь имеет высокий смысл лишь как форма проявления «Души мира», «Вечной Женственности». Фанатично преданный своим абстракциям, он привносил, «мистический» смысл и в свои отношения с женщинами, что окрашивало чувство его в тона религиозно-экстатические. Любовь – это способ выхода за пределы индивидуального «я», та возможность человека жить не в себе, а в другом, которая создаёт условия для грядущего всечеловеческого единения.

              Милый друг, иль ты не чуешь,

              Что одно лишь в целом свете –

              Только то, что сердце к сердцу

              Говорит в немом привете?

                        («Милый друг, иль ты не чуешь...»)

         Соловьев объяснял происхождение эгоизма общим свойством материи – ее непроницаемости: разделенные пространством и временем, элементарные частицы материи принципиально неслиянны. Поэтому эгоизму  можно противопоставить лишь нечто, столь неразрывно связанное со свойствами «духа», как сам эгоизм – со свойствами материи.

         Таким признаком явлений духовного ряда Соловьев считает их взаимосвязь и взаимопроникновение, разрушающее временные и пространственные барьеры, сливающие индивидуумов в единую «всечеловеческую» семью. Наивысшее выражение этого взаимопроникновения душ Соловьев ( вслед за Платоном ) видит в любви.

         Так понимаемая любовь подразумевала аскетическое решение вопроса об отношении личности к миру. «Частность» сама по себе ничтожна и обречена на вечную тоску и стремление к единению с «целым»:

              Волна в разлуке с морем

              ……………………………

              Все ропщет и вздыхает,

              В цепях и на просторе,

              Тоскуя по безбрежном,

              Бездонном синем море.

         Подлинная любовь – единение душ, противостояние земному эгоизму и возможное лишь в мире духа:

              И в этот миг незримого свиданья

              Нездешний вновь озарит тебя,

              И тяжкий сон житейского сознанья

              Ты отряхнешь тоскуя и любя.

                        («Зачем слова? В безбрежности лазурной»)

         Характерной особенностью такой любви объявляется благо и всепрощение (« у царицы моей есть высокий дворец…»). Интимная лирика Соловьева строится на противопоставлении (чаще всего статическом, реже – сюжетном, динамическом) лирического «я» и героини. За этим противопоставлением с его многообразными вариациями нетрудно угадать центральную антитезу соловьевской поэзии – «земли» и «неба», «тела» и «духа».

         Конфликт «я» и «ты» связывается с тем, что один из героев «опутан земной паутиною», а второй – полон решимости силой особого «огня» земных страстей. Разрешение конфликта чаще всего оптимистично: «высокая» любовь торжествует над неземными страстями.

         Такая расстановка лирических персонажей порождает особое отношение поэтического «я» к предмету любви. «Она - объект» мистически – возвышенного культа, не рассчитывающего на ответное чувство, удовлетворяющегося платонически – восторженным созерцанием. Единственное, о чем герой молит «Деву» - это помочь ему «цепь разорвать земного плена» и уже «там» в мире сверхчувственном и сверхматериальном, разделить его  любовь.

         В творчестве Соловьева решение темы любви таково: если в земной «тьме» диалектический взор различает «свет», то и в земной любви может не быть ничего «низкого». Возникает то объединение тем «Вечной Женственности» - и реальной, земной страсти, а подчас и растворение первого из этих мотивов во втором, которое не только шокировало религиозных интерпретаторов Соловьева, но, пожалуй, смущало и самого поэта, толкая его к объяснениям перед читателями, критикой и .. самим собой.

         Несмотря на оговорки и поэтические декларации: «Любовью нездешней люблю я тебя», мистическая «Жена, облеченная в Солнце», оказывается наделенной земными чертами. Образ «Женской красоты» окрашивается в тона столь сильной любви – страсти, что порой возникает даже антитеза, прямо противостоящая тому, о чем писалось раньше; небо, далекое и холодное, противопоставляется любви – земному чувству, с которым связано все лучшее, яркое и значительное:

              Днем луна, словно облачко бледное,

              Чуть мелькнет белизною своей,

              А в ночи – перед ней, всеподобною,

              Гаснут искры небесных огней.

                        («День прошел с суетой беспощадною»)

         А.Блок был уже с детства как бы подготовлен к встрече с поэзией Вл. Соловьева, в которой мотив преодоления тьмы был едва ли не главным мотивом. «Жизненных опытов» у поэта не было долго. Он жил в «благоуханной глуши», призванной оградить поэта от «грубой жизни». И здесь складывался его характер – замкнутый, самоуглубленный, склонный к бездейственному мечтательству.

         Отсутствие «жизненных опытов» приводило к тому, что гипертрофированное, самодовлеющее и решающее значение приобрели смертные видения, сны, фантазии – пока еще наивные и сказочные. Вспоминая это время, поэт в автобиографии пишет: «Мистика, которой был насыщен воздух последних лет старого и первых лет нового века, была мне непонятна, меня тревожили знаки, которые я видел в природе, но все это я считал «субъективным» и бережно оберегал от всех».

         Осмыслить эти знаки, эти сны, мечты, фантазии, мистические медитации помог поэту философ-идеалист Древней Греции Платон, трактовавший все реально существующее как отражение некоей идеальной сущности, мира идей. Платоновская идея двойственности мира, подкрепленная поэзией Вл. Соловьева, которая, как признавался Блок, «овладела» «всем существом» его, стала главной опорой лирического творчества.

         Отношение Блока в период «Стихов о Прекрасной Даме» к Соловьеву восторженное. Именно к этому периоду относится наибольшее употребление цитат и использование строк из стихотворений эпиграфом своих произведений.

         В шести томах поэта я выделила такие эпиграфы из стихов Соловьева:

эпиграфом к стихотворению «Предчувствую тебя. Года проходят мимо»

являются строки из стихотворения Вл. Соловьева «Зачем слова. В безбрежности лазурной…»


И в этот миг незримого свиданья

Нездешний свет вновь озарит тебя,

И тяжкий сон житейского сознанья

Ты отряхнешь, тоскуя и любя.

Причём последние слова «тоскуя и любя» поэт буквально приводит в стихотворении

                                        Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

 

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду,- тоскуя и любя.

К стихотворению «Не сердись и прости. Ты цветёшь одиноко» эпиграфом служат строки:

..И поздно желать,

Всё минуло: и счастье, и горе.

 

Не сердись и прости. Ты цветёшь,

Да и мне не вернуть одиноко

Этих снов золотых, этой верой глубокой

Безнадёжен мой путь.

К стихотворению «Через песчаные пустыни» эпиграфом – строки из стихотворения «Неопалимая Купина»:

И к мадонне на колени

Склоняю праздную главу.

За этим следуют строки стихотворения:

 

Через песчаные пустыни,

Лелея долгую мечту,

Я нёс в далёкие святыни

Мою духовную лепту.

Ни человек, ни зверь, ни птица

Не помешали мне идти.

Одна дитя – отроковица

Мне повстречалась на пути

И Вечно Женственным прикован,

Смущён – брошена лепта,

И ослеплён, и очарован,

И власть прияла красота,

Но за блаженными брегами

Туда приду, горя мольбами,

И там явлюсь – в ряду с богами

И сопричисленный богам.

Так же поэт использовал в качестве эпиграфа строки из стихотворения «Бедный друг! Истомил тебя путь» для стихотворения «Знаю, бедная, тяжкое время». А стихотворение  «Аллегория», которая написана попозже – ссылка на басню Соловьёва «Эфиопы и бревно».

Эпиграфом к одной из последних произведений «Скифы» Блок взял эпиграфом слова из стихотворения Соловьёва «Панмонголизм»

Панмонголизм! Хоть имя дико,

Но мне ласкает слух оно.

Строки взяты с небольшим изменением. Блок заменил «слово» - «имя».

У Соловьёва звучит так:

                                         Панмонголизм! Хоть слово дико,

Но мне ласкает слух оно.

Уже было отмечено, что отношение Блока к Соловьёву было восторженное. Но это было не всегда так. Такое отношение было только в период «Стихов о Прекрасной Даме».

         Блоковские  «Стихи о Прекрасной Даме» во многом восходят к «мифам» соловьёвского мировоззрения, к его лирическому мировосприятию и к его лирическому мировидению. Именно поэтому символообразование и значение символов у блока и Соловьёва глубоко родственны.

         Но это не помешало блоку создать произведение ярчайшей оригинальности, по сути, не имеющие в русской литературе прямых литературных источников.

         У Блока, как и у Соловьёва, в основе поэтического мировидения лежит мифоэтическая картина мира. Лирический герой цикла – земной человек, живущий среди «народов шумных», но и всей душой устремлённый ввысь, к звёздам и к «голосам миров иных», среди которых ему открывается «высокое» - является «ты», Прекрасная Дама, дева – Заря – Купина, «Царица чистоты». Только любовь «Ты» способна дать лирическому герою полноту счастья. Былины в честь Прекрасной Дамы, и сложные, драматические перипитии взаимоотношений лирического героя и Дамы составляют основное содержание цикла.

         В отличие от лирики Вл. Соловьёва здесь, хотя и сохраняют полную автоматичность как самостоятельные лирические произведения, вместе с тем являются всегда частью целого. Связь каждого стихотворения с общей темой «Стихов о Прекрасной Даме» позволяет использовать лирическую непосредственность и сиюминутность коллизий любого текста как эпизод единого сюжета.

         Символообразования Соловьёва и Блока родственны, но не совпадают полностью. Символы у блока значительно сложней, родственней и последовательней. Чем дальше Блок отходит от символизма, тем противоречивее отношение его к Соловьёву. Философские построения Соловьёва во многом остались чуждыми Блоку. В одном из писем 1904 года поэт признаётся: «Силился одолеть «Оправдания добра» Вл. Соловьёва и не нашёл там ничего, кроме некоторых остроумных формул средней глубины и непостижимой скуки. Есть Владимир Соловьёв и его стихи – единственное в своём роде откровение, а есть «Собрание сочинений В.С.Соловьёва»- скука и проза».

         В эти годы поэт начинает испытывать некоторое ослабление, по его словам, «огня» в принятии «соловьёвского заветного». Определение это, высказанное в 1904 году, показательно. Блок, действительно, воспринимал «теократический принцип» более всего через призму своих чувств, своей готовности служить идеалам Вл. Соловьёва.

         Творчество Соловьёва очень противоречиво. Об этих противоречиях и об их влиянии на Блока говорит З.Г.Минц во вступительной статье к книге «В.Соловьёв. Стихотворения и шуточные пьесы» ( Л.Сов. писатель, 1974).

         Объективные противоречия соловьёвского творчества впоследствии сыграют решающую роль в формировании поэтического мировоззрения зрелого Блока. Антимония собственного мысления воспринималась Соловьёвым как выражение нереализованности его основной жизненной и творческой задачи. Блок осмысляет их совершенно по- новому. Он поэтически осознанно стремится к изображению «противоречий непримиримых и жаждущих примирения», считая, что подобная антиличность и есть высшая гармония, что это – «черты революционного видения мира и, человека – артиста будущего..» То, что у Соловьёва было порой неосознанной чертой личности, у Блока становится свойством мироотношения и темой творчества.

         Сам Блок в 1919 году о противоречиях Соловьёва писал так: «Владимир Соловьёв всё ещё двоится перед нами. Он воспитал в себе две силы, два качества, необходимые для того, чтобы нападать на врага разом, с двух сторон. Один Соловьёв – здешний – разбил врага его же оружием: он научился забывать время, он только усмирял его, набрасывая на косматую шерсть чудовища лёгкую фату смеха.. Если бы существовал только этот Вл. Соловьёв, - мы отдали бы холодную дань уважения метафизическому маккевиализму и только; но мы хотим помнить, что этот был лишь умным слугою другого. Другой – нездешний – не презирал и не усмирял. Это был «честный воин Христов». Он занёс над врагом золотой меч ».

         Несмотря на такие критические заявления, Блок до конца жизни ценил этого поэта – философа, «рыцаря - монаха».

         Как уже было отмечено, Блок эпиграфом к стихотворению «Скифы» берёт строки из соловьёвского «Панмонголизма». Соловьёвское стихотворение «Панмонголизм» предрекало неминуемую гибель «третьему Риму» (так некогда нарекла Московское государство официальная идеология) под пятой «народа безвестного и чужого», который, как некогда турки на Византию («второй Рим»), обрушится с востока.

         Не в силах угадать «имя» действительной силы, грозящей Российской империи, Соловьёв смутно предчувствовал обречённость самодержавного государства в ту пору (стихотворение написано в 1894 году), когда оно казалось нерушимым.

         «Скифы» - отнюдь не вариация ученика на темы учителя. Современники вспоминали в связи со «Скифами» не Владимира Соловьёва, а совсем другое имя – Пушкина с его стихотворением «Клеветникам России».

         И завершая разговор об отношении Блока к Соловьёву, нужно отметить его статью «Владимир Соловьёв и наши дни», написанную в 1920 году и посвященную двадцатилетию со дня смерти поэта. В этой статье Блок рассматривает творчество Соловьёва через призму общественной жизни. В этой статье блок называет Соловьёва «духовным носителем и правовестником тех событий, которым надлежало развернуться».

Категория: А.БЛОК | Добавил: admin | Теги: статьи о А. Блоке, А.Блок критика, анализ стихотворений Блока, творчество Блока, поэзия Блока, литература, стихи Блока, поэты серебрянного века А.Блок
Просмотров: 6732 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0