Александр Блок. Крупнейший поэт
«серебряного века»; его поэзия была
интимным дневником, а жизнь - романом в
стихах; гений, предчувствовавший
грядущее Возмездие; «трагический
тенор эпохи».
А.Ахматова
Вот так
величайшая поэтесса Анна Ахматова охарактеризовала выдающегося поэта
серебряного века Александра Блока, о творчестве которого я хочу порассуждать в
своей работе, опираясь на стихи. Лирика Блока наполнена душевным теплом, любовью к Богу и верой в красоту
окружающего мира.
Александр
Блок родился 16 ноября 1880 года в семье, принадлежавшей к кругу петербургских
профессорских семей. Воспитывался он в семье матери – А.А Бекетовой.
С раннего детства
будущему поэту прививалась любовь ко всему прекрасному. Это была и чистота, и
возвышенность чувств, и гармония в жизни. К двадцати годам Блок начал свою
самостоятельную жизнь.
Одним из первых его стихотворений стало «Я вышел. Медленно сходили...» (1901):
Я вышел. Медленно сходили
На землю сумерки зимы.
Минувших дней младые были
Пришли доверчиво из тьмы...
Пришли и встали за плечами,
И пели с ветром о весне...
И тихими я шёл шагами,
Провидя вечность в глубине...
О, лучших дней живые были!
Под вашу песнь из глубины
На землю сумерки сходили
И вечности вставали сны!..
В нём автор говорит об избранности своего жизненного пути
утвердительно:
Я вышел.
Мир, в который герой попадает, полон неизвестности, поэтому он
идёт осторожно:
И
тихими я шёл шагами.
Поэт, придя в мир с открытой душой, надеется, что он будет
принят и понят людьми:
Провидя вечность в глубине.
Поэт обращается к
прошлому, которое в его представлении является олицетворением всего лучшего,
сокровенного, которое поможет ему найти путь к «вечному будущему»:
О,
лучших дней былые были!
В своём
стихотворении «Ветер принёс издалёка...»,(1901):
Ветер принёс издалёка
Песни
весенней намёк,
Где-то светло и глубоко
Неба
открылся клочок.
В
этой бездонной лазури,
В
сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли
звёздные сны.
Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер
принёс издалёка
Звучные песни твои.
Блок говорит о встрече
с миром, который оказался не радостным, а неприветливым. Начало стихотворения
наполнено оптимизмом:
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
Ощущение радости от ожидаемой встречи передаётся в
стихотворении приёмом аллитерации: Повторяется звук [Л] - светло, глубоко,
издалёка, клочок, открылся.
Но во втором
четверостишии, используя олицетворения:
Плакали зимние бури
и метафору: «реяли звёздные сны», говорит о противоположности,
двойственности жизни.
Блок употребляя
повторы слов:
« Плакали зимние бури»
« Плакали зимние бури»
«Ветер принёс издалёка» (1
строфа)
«Ветер принёс издалёка» (3 строфа), убеждает
нас в том, что мир неоднозначен. В нём есть и радость, и горечь, и счастье, и
беда, и встреча, и разлука.
В начале
своего творчества поэт не просто так посвящает матери стихотворение «Моей
матери» (1903):
Чем больней душе мятежной,
Тем ясней миры.
Бог лазурный, чистый, нежный
Шлёт свои дары.
Шлёт невзгоды и печали,
Нежностью объят.
Но чрез них в иные дали
Проникает взгляд.
И больней душе мятежной,
Но ясней миры
Это бог лазурный, нежный
Шлёт свои
дары.
Оно является олицетворением веры: все трудности будут
преодолены с молитвой матери. Интересна структура стихотворения: первая строчка
длинная часть предложения, а вторая - короткая:
Длинные:
«Чем больней душе мятежной»
«Бог лазурный,
чистый, нежный»
«Шлёт невзгоды и
печали»
Короткие: «Тем ясней миры»
«Шлёт свои дары»
«Нежностью объят»
Может быть, это
потому, что автор говорит о трудностях в жизни, которые можно преодолеть с
помощью слова матери, обращённого к Богу.
«И больней душе мятежной»
«Это бог лазурный, нежный»
Стихотворение заканчивается оптимистически. Лирический
герой находится под покровительством божественных сил.
Стихотворение
«Белой ночью месяц красный...»(1901),:
Белой ночью месяц красный
Выплывает в синеве.
Бродит
призрачно-прекрасный,
Отражается в Неве.
Мне провидится и
снится
Исполненье тайных
дум.
В вас ли доброе
таится,
Красный месяц, тихий
шум?..
было создано под впечатлением знакомства с будущей своей
возлюбленной и женой Л.Д Менделеевой. Душа поэта находит отражение в красном
месяце, который сулит ему добро:
В вас ли доброе таится.
Впервые в своей
жизни Блок задумывается над тем, что, наконец, нашёл свою «музу»,
физическое отображение его идеала, его
мечты:
Мне провидится и снится
Исполненье тайных дум.
В период
первой русской революции проявилось
важное свойство Блока - социальная чуткость.
В
стихотворении «Шли на приступ...», написанном в момент расстрела мирной
демонстрации в 1905 году, ощущается
боль, горечь узнавания жизни:
Шли на приступ. Прямо в грудь
Штык наточенный
направлен.
Кто-то крикнул:
«Будь прославлен!»
Кто-то шепчет:
«Не забудь!»
Рядом пал,
всплеснув руками,
И над ним
сомкнулась рать.
Кто-то бьётся под
ногами,
Кто - не время
вспоминать...
В нём уже меньше восторгов:
ритм чёткий, даже в звучании стиха чувствуется напряжённость, ожидание
трагедии:
Шли на приступ
Прямо в грудь
Штык наточенный направлен.
Кто-то крикнул: «Будь прославлен!»
Кто-то шепчет: «Не забудь!»
Звуки [р], в словах:
приступ, прямо, грудь, направлен, крикнул, прославлен;
[ш] и [c] в словах: шли, приступ, штык, шепчет, прославлен.
Они помогают мне представить страшную картину трагедии. И я слышу боль поэта,
вызванную «страшным миром». А ведь Блок был свидетелем этого события.
Блок
солидарен с народом. Он будто находится внутри этих событий, принимает
непосредственное участие:
Рядом пал, всплеснув
руками,
И над ним сомкнулась рать.
Автор предчувствует,
каким будет конец этой стычки, результат всех потерь:
Ведь никто не встретит старость-
Смерть летит из уст в
уста...
Высоко пылает ярость,
Даль кровавая пуста...
Вот оно-
пророчество. Разве мог он знать, насколько он был прав.
Страшное
событие – I мировая война - стало глубоко личной трагедией Блока, так как в это
время он был призван в армию и принимал
участие в военных действиях. Моё внимание привлекло стихотворение «Ты жил один! Друзей ты не искал». В нём
автор, я думаю, за друга принимает Европу. Он говорит о разобщённости людей,
одиночестве человека:
И не искал единоверцев.
Блок размышляет о
том, что, стремясь к счастью, Европа совершила чудовищную ошибку:
Ты острый нож безжалостно вонзал
В открытое для счастья сердце.
Он обращается к
Европе с укором, но одновременно жалеет, как провинившегося перед отцом
ребёнка:
Безумный друг!
Ты мог бы счастлив быть...!
Но тут же автор сам
себе противоречит:
Зачем? Средь бурного ненастья
Мы, всё равно,
не можем сохранить Неумирающего счастья.
Как обычно, стихотворение заканчивается оптимистически. Есть
вера, что когда-нибудь счастье настанет, ведь оно живо:
Неумирающего счастья!
В эти годы Блок стал истинной «душой народа». Он был связан
особыми нитями с природой и людьми.
В стихотворении «Ночь, улица, фонарь,
аптека...» автор говорит о витающей где-то в воздухе угнетающей однообразности
жизни, о постоянных нерешенных проблемах. Всё это, как в зеркале, отражается на
окружающем мире:
Ночь, улица, фонарь, аптека
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века
Всё будет так - исхода нет.
Блок говорит, что человек должен «бороться», чтобы что-то
изменилось, иначе всё останется так, по-старому:
И повторится всё как в старь
Перестановкой повторяющихся слов автор хочет показать, что мир
может измениться внешне, но суть останется всё такой же:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Но больше всего моё внимание привлекло стихотворение «Когда мы
встретились...» (1914):
Когда мы встретились с тобой,
Я был больной, с душою ржавой.
Сестра, суждённая судьбой,
Весь мир казался мне Варшавой!
Я помню: днём я был «поэт»,
А ночью (призрак жизни вольной!)
Над чёрной Вислой - чёрный
бред...
Как скучно, холодно и больно!
Когда б из памяти моей
Я вычеркнуть имел бы право
Сырой притон тоски твоей
И скуки, мрачная Варшава!
Лишь ты, сестра, твердила мне
О том, что мир- жилище бога,
О холоде и об огне.
Это стихотворение входит в сборник «Ямбы» (1907-1914). Блок
отмечает, что он посвящает всё стихи памяти своей покойной сестры Ангелины
Александровны Блок.
Интересна употребляемая лексика: используются
слова, обозначающие географические названия: Варшава, Висла и т.п. И это не
случайно, так как после развода родителей Блока, его отец жил и работал в
Варшаве. Сам автор любил и почитал этот город.
Использована так же негативная лексика: душою
ржавой, скучно, чёрная и т.п. Чувствуется, что присутствует тревожное ощущение
бытия, жизни.
Для большей
выразительности Блок употребляет как метафоры: чёрная Висла, сырой притон,
чёрный бред, волнующая тревога, так и
олицетворения: призрак жизни, мрачная Варшава.
Ямб создаёт мелодику
стихотворения и даёт почувствовать грусть, таинство воспоминаний.
Познакомившись с
творчеством А.Блока, я узнала для себя
много нового. Прежде всего, я смогла познать саму себя, так как вижу между «правдой жизни» и моральными принципами Блока
много сходства со мной. Я поняла и осознала, каким должен быть и как должен жить человек, чтобы прожить эту жизнь достойно. |